Чёрный-чёрный метал: как рок-группа из Балакова нашла своих слушателей в Америке и Японии

И почему музыканты не выступали с концертами целых 12 лет

«Чёрные Озёра» — одна из самых долгоживущих групп в Балакове, в 2023-м коллективу исполнилось 15 лет. Музыканты играют в жанре atmospheric post-black metal и выпустили уже 10 альбомов, которые покупают даже за границей.

Мы поговорили с лидерами группы Павлом Борзых и Николаем Царёвым и узнали, как появился коллектив, чем занимаются его участники в обычной жизни и почему они не хотят уезжать из Балакова.

Интервью взято в декабре 2023 — январе 2024 года.

Актуальный состав группы (слева направо): Николай Царёв, Евгений Рудаков и Павел Борзых. Источник — группа во «ВКонтакте» «Чёрные Озёра»

«Название группы нашли во время заработков на первые гитары»

«Чёрные Озёра» появились в Балакове в 2008 году. Группу основал Павел Борзых вместе с другом Евгением Рудаковым во время учёбы в Поволжском колледже. Но уже через месяц Евгений ушёл из группы и вернулся в проект только в 2023 году. Тогда на его место пришёл школьный товарищ Павла — Андрей Жолудев. Он играл на гитаре, а ещё полностью взял на себя клавишные партии.

«Я с 14 лет писал стихи и тогда же стал учиться играть на гитаре. Меня буквально пёрло изнутри, хотелось свою музыку создавать. Довольно быстро надоело играть чужие песни, и как только освоил аккорды, стал сочинять сам. Я считал: зачем тратить время на изучение чужих композиций, когда можно сесть и писать свою музыку».

Павел Борзых, участник группы «Чёрные Озёра»

Окончательное название группы нашлось, когда Павел и Андрей во время каникул в колледже разгружали вагоны. Хотели заработать на оборудование и первые гитары. Тогда рабочим названием коллектива было Queen of abyss, но оно не до конца устраивало группу: не было ощущения, что «это то самое». В один из рабочих дней музыканты обедали, а на заднем плане играло радио. Ведущий что-то болтал на фоне, как вдруг Павел и Андрей чётко услышали фразу «чёрные озёра». Тут будто всё сошлось: группа как раз играла atmospheric post-black, других музыкантов с таким названием не было. Так и появились «Чёрные Озёра».

Atmospheric post-black — направление в жанре метал. Отличается мрачным звучанием, агрессивными гитарными и барабанными партиями. В текстах часто звучат природные образы, темы смерти, философии, мифологии и глубоких переживаний лирического героя.

В 2012-м Андрей Жолудев решил переехать в Санкт-Петербург, и Павел пригласил в группу нового человека — Николая Царёва. Ему было 16 лет, но, несмотря на разницу в возрасте, молодые люди быстро нашли общий язык. Обоим нравился жанр метал, к тому же ребята успели поработать друг с другом на стороннем музыкальном проекте, поэтому решили вместе играть в «Чёрных Озёрах».

Актуальный состав группы такой:

  • Павел Борзых — играет на гитарах, пишет музыку и стихи, исполняет вокальные партии;
  • Николай Царёв — играет на гитаре, бас-гитаре и пишет музыку;
  • Евгений Рудаков — играет на ударных.
Николай (вверху) и Павел (внизу) на одной из первых профессиональных фотосессий для группы в 2016 году. Источник — группа во «ВКонтакте» «Чёрные Озёра»

«Никогда не знаем, каким будет следующий альбом, а ещё тоскуем без репетиций»

За всё время существования группа записала около 150 песен и 10 альбомов. Участники никогда не придумывали замысел нового альбома заранее, всё рождалось в потоке. Павел и Николай признаются, что на творчество влияет сразу много всего: и просмотренные фильмы, и прочитанные книги, и музыка других артистов.

«Чёрные Озёра» репетируют на репбазе «Шум» в Балакове, её владелец — старый друг Николая. Павел признаётся, что без репетиций их «ломает», поэтому стараются собираться не реже раза в неделю.

«Инструменты и расходники для репетиций покупаем сами, альбомы тоже записываем за свой счёт, а вот на рекламу не тратимся. Мы ни разу не занимались таргетингом нашей группы во «ВКонтакте», не платили изданиям или пабликам за пиар, хотя нам часто предлагают. Так попсеть не хочется, мы лучше потратим силы и время на музыку, чем на её рекламу».

Павел Борзых, участник группы «Чёрные Озёра»

«Больше всего слушателей за рубежом, но рок-волна накрывает и Россию»

Последние несколько лет «Чёрные Озёра» издаются на андеграундном лейбле Dark East Productions — эта компания работает именно со стилем метал и жанрами, которые с ним граничат. Владелец лейбла Олег Смирнов говорит, что больше всего фанатов у музыкальной группы за границей. «Чёрные Озёра» слушают в Америке, Германии и даже Азии.

Например, японская фанатка Risa Andou даже зарегистрировалась во «ВКонтакте», чтобы рассказать музыкантам о своих впечатлениях от песен. Шесть лет назад Risa впервые написала Павлу и с тех пор остаётся на связи: репостит записи группы и присылает сообщения. Она говорит, что им с мужем нравится слушать песни «Чёрных Озёр» фоном в течение дня.

Из года в год Risa Andou репостит на свою страницу новые альбомы и свежие синглы группы

«Сейчас интерес к тяжёлым жанрам растёт и среди российской аудитории. Есть ощущение, что мода на рок-музыку снова возвращается. Например, в марте 2023-го все просто на ушах стояли после сериала “Король и Шут”, и это только один из примеров нахлынувшей рок-волны».

Павел Борзых и Николай Царёв, участники группы «Чёрные Озёра»

«Группу и работу сочетать непросто» 

Музыка не главная профессия участников, поэтому репетиции приходится совмещать с постоянной работой. Павел — связист на Балаковской АЭС, Евгений — тату-мастер, а Николай владеет двумя барами с одинаковыми названиями Junk. 

Первый бар Николая работает уже пять лет и создан по принципу спикизи. Заведение секретное, как говорится, «для своих»: у него нет рекламы и вывески, а внутрь можно попасть, только если знать, куда идти.

Название «спикизи» произошло от английской фразы speak easy — «говорить тихо». Изначально подобные заведения появились в США во время сухого закона. Днём в здании работала цирюльня или магазин, а вечером оно превращалось в закрытый бар «для своих». Сегодня такие места есть по всему миру.

Внутри первого бара часто устраивают джемы и выступления андеграундных групп. Источник — личный архив Николая Царёва

Второй бар Николая более публичный, но всё ещё мало похож на заведение, куда люди просто приходят выпить. Музыкант открыл его в 2023-м и из-за этого пропустил большую часть репетиций года: новое заведение отнимало море сил. Но Павел с улыбкой говорит, что место коллеги в группе вечное, потому что он слишком много сделал для «Чёрных Озёр». Николай постоянно устраивает в баре интересные мероприятия: книжный клуб, игры в Mortal Kombat, киномарафоны и даже шахматные турниры.

На новогодних праздниках Николай организовал в баре шахматный турнир. Победители получили крафтовое пиво. Источник — группа во «ВКонтакте» Junk Bar

«У нас много желающих работать: атмосфера в баре классная, интересная, постоянно что-то происходит. Чтобы не тратить время на тупиковых кандидатов, придумал своеобразный фильтр с шахматами: соискатели должны трижды меня обыграть. Проводим всегда любительские партии: нет счётчика или секундомера, во время игры я болтаю с соперниками. Так смотрю, как они умеют поддерживать разговор, насколько легко идут на контакт. 

Большинство, как только слышат про шахматы, сразу отказываются от попыток устроиться — так безразличные люди отсеиваются сами собой. Ещё я считаю: если человек умеет играть, значит, умеет и думать, выстраивать логические цепочки. Это важный навык для персонала.

Три игры нужны для того, чтобы посмотреть на соискателя в разных состояниях и проверить, как он будет себя вести. Например, если к концу последней партии человек устал и раздражённо отвечает мне, закрывается в себе — это плохой признак, я не готов нанимать такого бармена для работы с людьми».

Николай Царёв, участник группы «Чёрные Озёра»

«Настраиваемся на концерты, но из города уезжать не хотим»

В начале карьеры «Чёрные Озёра» выступали с концертами, но на участие в крупных мероприятиях вроде фестиваля «Рок над Волгой» не решались, а чуть позже и вовсе решили остаться полностью студийным проектом. Павел и Николай очень требовательно относятся к музыке и считают, что для живых выступлений нужно репетировать больше, а после 2011-го свободного времени становилось только меньше из-за работы и личной жизни. Кроме этого, важно, чтобы все участники сыгрались и чувствовали друг друга с закрытыми глазами. Именно над этим музыканты работали предыдущие годы.

В 2024-м «Чёрные Озёра» планируют вернуться к концертам: слушатели просят. Рокеры чувствуют, что готовы выйти на сцену, но уезжать в туры надолго или переезжать в другой город не хотят, потому что любят родной Балаково и дома их ждут семьи. Все участники группы женаты, Павел воспитывает сына, а Евгений — двух дочерей.

Вторые половинки поддерживают музыкантов в творчестве. На фото Юлия — супруга Николая (слева), Ирина — жена Павла (в центре), Екатерина — супруга Евгения (справа). Источник — личный архив участников группы

В Балакове музыкантам особенно нравятся водоёмы — каналы, реки и озёра. Они есть почти в каждом районе, это редкость для российских городов. А самой красивой локацией считают островную часть: местные набережные и мосты смотрятся потрясающе.

Любимое место Павла и Евгения — остров Пустынный, где чистый пляж с мелким песком. Люди часто отдыхают там компаниями и приезжают сразу на несколько дней: разбивают палатки, купаются, включают колонки с музыкой.

Николаю часто приходится ездить на машине, чтобы забирать поставки для бара, и больше всего ему нравится маршрут из Балакова в соседний Хвалынск. Дорога проходит вдоль Волги, и можно целых полтора часа любоваться на воду, холмы и хвойные деревья.

«В Балакове очень много зелени — это классно, нет ощущения бетонных джунглей. Мои друзья из Москвы всегда обращают внимание на то, сколько в нашем городе аллей, парков с цветами и деревьями. Особенно ценно, что за ними постоянно ухаживают».

Павел Борзых, участник группы «Чёрные Озёра»

Автор статьи:
Татьяна Рыбина
Содержание:
Поделиться: