Дмитрий Лукин рисовал с раннего детства. Сначала в ход шли обои и блокноты для заметок, а потом и привычные холсты. В училище он мог за день написать десятки портретов, и за всю жизнь у него «накопилось» несколько тысяч работ. Со временем в мастерской появились картины со знаменитостями, а сейчас художник из атомграда чаще всего работает над семейными портретами простых людей и видами родной Саратовской области.
В статье узнаем, откуда Дмитрий Лукин черпает вдохновение и как творчество помогает ему радоваться мгновениям жизни.
«Помню себя с карандашом в руке»: о начале творческого пути
Кто-то, что видит, то поёт. А я, когда был маленьким, по тому же принципу расписывал обои. Кажется, для меня это было игрой — передать через рисунок то, что вижу и как это понимаю. Когда я стал чуть старше, мама отвела меня в художественную школу, где я учился азам живописи и работы с пастелью.
Я вырос в творческой семье: отец и сестра хорошо рисовали, хотя нигде этому и не учились. Так что благодаря таланту папы, который я получил по наследству, и прозорливости мамы я связал свою жизнь с искусством. После худшколы пошёл в училище на художника-оформителя, где уже по-серьёзному освоил акварель, пастель, масло, акрил и соус — материал, с которым можно создавать мягкие графичные работы. Мои одногруппники тоже были увлечены творчеством, но в итоге сейчас по специальности работаю только я.
Когда я проходил практику в училище, попал на наш химический завод в Балакове — оформлял кабинет администрации. Какой-то мужчина подошёл ко мне, сел на корточки и начал расспрашивать, что я за паренёк, как учусь, нравится ли мне тут. После чего он ушёл, а я продолжил рисовать. Потом в кабинет вошла начальница отдела кадров, которая принимала меня на практику. Она восхищенно сказала: «Ты хотя бы знаешь, с кем сейчас так непринуждённо общался? Это же директор завода, Леонид Борисович Бутовский!» |
После армии я попал в огромную мастерскую Владимира Дорогова, который стал моим наставником. Он говорил, что настоящий художник может рисовать всем, что есть под ногами, — углём, палочкой, огрызком карандаша. Вместе мы делали барельефы с античными сюжетами. Ещё Владимир Дорогов учил меня писать картины размером 5 на 3 метра — природу степей, морские пейзажи.
«Вдохновляюсь нашими равнинами»: о работе над пейзажами
Я родился и вырос в Балакове. Каникулы проводил за 50 км от дома — в деревне Алексеевка у дедушки и бабушки. Там купался в реке, ездил на велосипеде, рыбачил, а с двоюродными братьями рисовал богатырей. Я рос в окружении чистой природы, и она вдохновляла меня. Каждое утро я замечал росу на траве, а в конце лета искренне радовался запаху свежего сена!
Я люблю Балаково и часто пишу знакомые жителям места — «бурлилку», район старой пристани, музей имени Радищева, ГЭС. В моём детстве на реке весь город ковры стирал, там же и плавали! И как-то параллельно с этой простотой мы впитывали эстетику и чувство прекрасного в сквере и музее. У меня особое отношение и к улице Академика Жук — здесь мой отец жил в общежитии, когда приехал на строительство Саратовской ГЭС в 1967 году. И ещё здесь они с мамой поженились. На этой улице я живу и сейчас, только уже в новостройке.
Я часто выезжаю на пленэры и пишу картины на открытом воздухе. Когда рисую с натуры, это помогает мне слиться с природой, почувствовать её характер. Вот мне хочется передать воздушность веток сирени, а потом — палящее дневное солнце или уходящий вдаль закат. Мне нравятся наши хвалынские просторы и балаковские равнины!
Иногда природа немыслима без техники, пусть даже это и обычный ржавый трактор в деревне. У него тоже есть своя экспрессия, неповторимый характер. Мне хочется запечатлеть его, но не углубляться в детали и не прорисовывать все мелкие нюансы конкретной модели. Поэтому я увлёкся этюдами — это картины, в которых я фокусируюсь на формах и фактурах окружающего мира.
В работах стараюсь не повторяться. Если написал пейзаж в каком-то месте один раз, всё, больше не буду. Первая версия — самая правильная, гармоничная и естественная.
Путешествия помогают свежим взглядом посмотреть на мир и открыть в своём творчестве что-то новое. Поэтому я побывал и на юге, и в Питере. Когда-то давно уезжал в Италию, а когда вернулся, встретился с ещё одним наставником — Сергеем Серовым. Он сказал: «Смотри, теперь твоё творчество будет потихоньку меняться». Позже я заметил, что это и правда так — в работах стало больше лёгкости, быстроты и ярких цветов.
«За всю жизнь нарисовал несколько тысяч людей с натуры»: о работе над портретами
Портреты я люблю так же сильно, как и пейзажи. Когда пишу с натуры, особое внимание уделяю глазам — они передают состояние души человека. Они то искрятся, то моргают, то сужаются. Всегда стараюсь передать эту динамичность на фоне статичных частей лица — носа, бровей. Когда я пишу, то разговариваю с натурщиком: стремлюсь понять, что его интересует, чем он живёт, что любит и чем дышит. Неважно, знаменитость это или обычная домохозяйка.
Работа с натуры не занимает у меня много времени — получается быстро схватить и передать характер человека, сделать такой блиц-портрет. Поэтому я с удовольствием зову людей в свою мастерскую. Работаю и с референсов: клиенты из других городов отправляют мне фотографии, а я им — портрет маслом по почте. Обычно люди находят меня через знакомых или обращаются после выставок.
Иногда ко мне обращается семья и просит написать общий портрет. Я понимаю, что это не просто украшение интерьера, а символическая связь с предками. Вот тут мама и бабушка улыбаются — очень похожи друг на друга. На дочурку смотришь — копия родителей! Мне всегда приятно видеть, как заказчики забирают картину, а у них глаза светятся от радости. Многие приходят повторно, и постепенно у них дома появляется целая галерея портретов — настоящая семейная реликвия.
«Нравится атмосфера и духовный подъём»: о выставках
Первую персональную выставку провёл на горнолыжном курорте в Хвалынске Саратовской области. Я приехал и увидел красивых, счастливых людей с разных городов. Они отдыхали и веселились — катались на лыжах, сноубордах. Мне понравилась атмосфера, и я договорился выставить свои работы в кафе. Тогда часть картин гости курорта купили себе домой.
Одна из последних выставок, в которой я участвовал, — «Наследие». На ней можно было увидеть наши пейзажи, церкви и портреты настоятелей-старообрядцев. Сильное духовное мероприятие прошло не просто так: в Балакове в ноябре 2023 года был освящён первый в мире старообрядческий храм во имя преподобного Серапиона Черемшанского.
Мне повезло: моё хобби на все сто совпадает с профессией. В течение 15 лет я работаю по 15 часов в день, но не только ради денег — я от каждой картины удовольствие получаю! Могу назвать себя счастливым человеком, потому что у меня часто заказывают портреты и пейзажи, а интерес к творчеству художника — это лучший комплимент мастеру.