Как устроена осетровая ферма в городе атомщиков и почему её владелец даёт имена рыбам

Сменить профессию и переехать из одного города атомщиков в другой — такой путь прошёл создатель осетровой фермы «Белугафиш». Он уже 18 лет выращивает рыбу в озере-охладителе Калининской АЭС. Как устроена самая крупная осетровая ферма в России, расскажет её основатель Егор Черняков.

Раньше Егор строил газопроводы, а потом сменил сферу деятельности и начал выращивать рыбу. В 2006 году в Удомле он зарегистрировал торговую марку BELUGAFISH. Все эти годы он кормит удомельцев и всю Россию икрой и вкуснейшими рыбными деликатесами. Рассказываем, с какими сложностями сталкивается наш герой и что особенного в выращивании рыбы рядом с АЭС.

Был руководителем семи бригад, а стал владельцем осетровой фермы

Я родом из другого города атомщиков — Волгодонска. Там руководил Волгодонским филиалом «Ростовгазстроя», мы строили газораспределительные сети и газопроводы низкого и высокого давления. У меня в подчинении было семь бригад, которые в год строили по 200–250 километров газопроводов в Ростовской области.

Потом из-за сокращения объёмов работы я решил переехать в Москву к брату, чтобы начать что-то новое. Через него узнал, что где-то в Тверской области продают рыбное хозяйство. Мы съездили в город Удомлю, и я влюбился в эту идею. Влюбился в природу, в живописное место на берегу озера Песьво.

Опыта своего бизнеса у меня не было, начинал с нуля. Зарегистрировал торговую марку BELUGAFISH. Долгие месяцы заняла подготовка: читал книги по осетроводству и аквакультуре, пересмотрел все ролики в интернете.

Когда я приехал в Удомлю, огромный полуостров на четыре гектара загнивал: всё заросло и рыбы было мало. Я вывез с территории много мусора. Плюс строения времён Советского Союза всё время ломались, постоянно приходилось всё чинить. 

Сейчас ферма стала ещё более живописным местом — теперь здесь красива не только природа, но и здания. Источник — фото из личного архива Егора Чернякова

Живу на ферме 24/7 и наслаждаюсь всеми процессами

Когда переезжал в Удомлю, планировал снять жильё в городе и просто приезжать на хозяйство. Но когда приехал на ферму, обнаружил на территории жилой дом и решил, что сделаю ремонт и буду жить прямо здесь. Так хозяйство и люди будут под присмотром.

Я круглосуточно нахожусь на полуострове, на своём хозяйстве, где растёт рыба. Мне нравится смотреть, как мы получаем икру, оплодотворяем её и погружаем в инкубатор. Наблюдать, как личинки вылупляются из икринок, как рыба растёт. Например, два года назад я взвешивал белугу, и она весила 100 кг. А сейчас взвешиваю, а она уже 150 кг. У меня от этого глаза горят, я кайфую.

Ещё люблю рыбачить. Вот зимой поймал судака весом 6,5 кг и американского сома — 4,7 кг. Тут много сома, тилапии, густера, судака. Зимой иногда щука­ попадается.

Люблю кормить рыбу и наблюдать за её поведением. Например, у меня есть любимые садки. Я к ним подхожу, а рыба это как будто чувствует, знает, что я иду: садок начинает бурлить. Источник — фото из личного архива Егора Чернякова

Бывают ситуации, когда хочется всё бросить. Например, в июле, когда температура воды поднимается до 32–33 градусов и рыба начинает гибнуть. Этим летом мы потеряли почти полторы тонны стерляди, это убыток около 10 миллионов рублей. Но потом ложишься спать, утром просыпаешься и думаешь: «Да ладно, Егор, преодолеешь, преодолеешь». Потому что я очень люблю своё дело, живу этим.

У меня есть свой фетиш: половозрелым белугам, которые дают икру, я даю личные имена. Сейчас самая большая особь весит порядка 160 кг — это белуга Машка, моя любимая. Есть ещё белуга Дашка, она весит около 120 кг.

Больших икряных самок мы чипируем, то есть они плавают со специальным устройством, и мы можем видеть, кто и где сейчас плавает, можем отслеживать, сколько икры даёт каждая рыба из года в год. 

Этой зимой мы спасали белугу Дашку, у неё была газопузырьковая болезнь. Грубо говоря, это когда в животе рыбки появляются газы и она не может занырнуть. Из-за этого спина постоянно находилась над водой, замёрзла и омертвела. В итоге часть спины отпала — примерно 15 кг. Но Дашку смогли вылечить и спасти, она и сейчас плавает и радует нас.

Кроме рыбы, у меня здесь коровы, нубийские козы, бараны, утки, куры и другая живность. Источник — фото из личного архива Егора Чернякова

Рассказываю о пути от икринки до рыбных деликатесов

Осетроводство — это целая наука. Рыба тоже болеет, её надо лечить, она такая же живая, как и мы. Вот в сентябре, когда температура воды станет ниже после жаркого лета, на ферме начнётся основная работа. У нас полноценный цех УЗВ — установка замкнутого водоснабжения — на 600 м2. Грубо говоря, это поток воды, который гуляет по кругу, очищается от загрязнений и попадает обратно. Благодаря этой системе мы контролируем условия, в которых растёт рыба. А вот как происходит процесс выращивания.

  • Шаг 1: добыча биоматериала. С помощью ультразвука определяем, на какой стадии созревания находится икра у самок. Если она готова, мы достаем её из садка и помещаем в цех УЗВ. Мы «доим» рыбку, то есть получаем икру, не убивая особь. А у половозрелых самцов получаем половые продукты в виде спермы (молок) для оплодотворения.
  • Шаг 2: оплодотворение. Определённое количество икры и молок смешиваем вместе, и происходит процесс оплодотворения. Далее с помощью танина икра вымывается, обесклеивается.
  • Шаг 3: личинки. После оплодотворения погружаем икру в стеклянные колбы-инкубаторы, они называются колбы Вейса. Там спустя пять-шесть суток под давлением воды икринка омывается, лопается, и вылупляется личинка.
  • Шаг 4: мальки. В ваннах цеха личинка растёт до 15-граммового малька. Мы их подкармливаем специальными гранулированными кормами. После мальков выносим в садки, где они уже растут до товарки.
  • Шаг 5: взрослая рыба. В других цехах мы перерабатываем и готовим рыбу — например, горячего и холодного копчения. Также делаем различные деликатесы: паштеты, котлеты, пельмени. 
Осётр — благородная, царская рыба. Мы рекомендуем попробовать её каждому в любом исполнении: в копчёном виде, в стейке или в виде рыбных пельмешек. Источник — фото из личного архива Егора Чернякова

Выращиваю рыбу в озере-охладителе АЭС: почему это круто

Принято считать, что Астрахань — это столица осетров. Но там вода зимой замерзает, а при температуре ниже +10 °C рыба не кормится, это особенности пищеварительной системы осетровых. Таким образом, в Астрахани рыбу кормят только шесть-семь месяцев в году, и развивается она медленнее.

А у нас зимы не бывает. Когда температура воздуха на улице –30 °C, благодаря атомной станции вода в озере Песьво не опускается ниже +10 °C. Это позволяет нам кормить рыбу 11 месяцев в году. Не кормим только в июле, потому что это очень жаркий месяц, когда вода может прогреваться до +33 °C. 

Вывод простой: чем больше рыба кормится, тем быстрее растёт и созревает. Для примера сравним, сколько времени нужно, чтобы получить икру в разных условиях.

Представьте: нужно 20 лет содержать и кормить рыбу, чтобы получить от неё первый раз икру. Именно благодаря тому, что теплодней и теплочасов в водоёме у АЭС больше, процесс созревания рыбы происходит намного быстрее.

Ещё многие думают, что если озеро находится рядом с АЭС, значит, тут радиация, вода и рыба отравлены. На самом деле никаких показателей, отклоняющихся от норм, здесь нет. Мы точно знаем, потому что четыре раза в год возим воду и рыбу на анализы. Проверяем показатели в местных лабораториях и в Твери. Результаты экспертиз показывают, что озеро Песьво очень чистое, рыба прекрасно себя чувствует. Если взять любую реку, где люди рыбачат, она будет грязнее, чем наше озеро.

Благодаря тёплой воде в озере-охладителе АЭС рыбу можно выращивать и кормить круглый год. Источник — фото из личного архива Егора Чернякова

Хочу, чтобы мою торговую марку знали как минимум по всей России 

Когда я приехал в Удомлю, в хозяйстве от силы плавало 6 тонн рыбы, а садковая линия составляла 2000 м2. Сегодня садковая линия уже 3000 м2, и только ремонтно-маточное стадо — рыба, которая даёт икру и потомство, — составляет около 40 тонн. Плюс ещё 20–25 тонн товарной рыбы на продажу. Получается, в год мы выращиваем 60–70 тонн рыбы.

В планах производить около 2 тонн чёрной икры в год и 300 тонн товарной рыбы. Возможности для развития есть, вокруг 15 гектаров водной глади, можно расширить садковую линию и установить ещё множество садков. И мы учимся делать это самостоятельно: недавно купили сварочный аппарат и уже сами варим садки.

Сейчас мы продаём и живую рыбу, и пельмени, и чёрную икру. Источник — фото из личного архива Егора Чернякова

Планируем развиваться дальше. Хочется, чтобы люди могли приехать к нам, погулять, посмотреть и потрогать рыбку, сфотографироваться. Я бы их накормил, заварил бы настоящий русский самовар на шишках, а потом в баньку. Для этого хочу поставить несколько гостевых домов, магазин при ферме открыть.

Ещё в планах построить большой дом рыбака, чтобы можно было не только приехать на экскурсию, но и остаться с ночёвкой, порыбачить. Мне же постоянно звонят рыбаки, просятся приехать, рыбу половить. И неспроста, ведь вокруг садков водится много хорошей дикой рыбы, которая питается остатками нашего корма.

Бывает, что на экскурсии приезжают целые семьи или просто компании друзей. Например, эти ребята ехали 2500 км из Казахстана, просто чтобы попасть на экскурсию и познакомиться. Источник — фото из личного архива Егора Чернякова

Провожу бесплатные экскурсии для детей

Недалеко от осетровой фермы находится Удомельский детский дом, который мы курируем. Два раза в год они приходят на экскурсии, мы накрываем столы, угощаем детей рыбкой. В летний период ребята приходят к нам подработать на каникулах: помогают собирать листья или вывозить мусор.

Иногда на экскурсии приходят группы детей из общеобразовательных школ. Я всегда с радостью встречаю и никогда не беру за это ни копейки. Когда ребята приходят, поднимаю садки или показываю, как в цеху рыбка зимует. Вы бы слышали восторженные крики детей, когда они первый раз видят таких рыб, этих «динозавров». Я им так и рассказываю: «Ребята, вы представляете, эта рыба живёт ещё со времён динозавров. Она выжила и сохранилась за счёт особенностей строения и своих колючек. Сейчас она краснокнижная, поэтому мы её бережём и помогаем популяции расти».

Администрация Удомельского детского дома выдала нам благодарственное письмо и выразила признательность за экскурсии. Источник — фото из личного архива Егора Чернякова

Чек-лист для тех, кто хочет открыть бизнес в атомных городах

  • Развивайте туризм. В городах атомщиков есть озёра-охладители, и всё, что с ними связано, может приносить доход. Вода в таких водоёмах теплее, чем в обычных. Сейчас очень модны сапборды, прокатные лодки, квадроциклы, гидроциклы. И такой туризм будет только расти.
  • Ищите свою нишу. Не все могут позволить себе заниматься осетровыми круглый год. Но есть рыба подешевле. Например, я в летний период развожу африканского клариевого сома. Эта рыба может жить без кислорода трое суток, потому что у неё вместо жабр — кларий. Прелесть этого вида — полное отсутствие запаха рыбы. Из него я делаю разноцветные пельмени для детей.
  • Не бояться. Как говорится, не попробуешь — не поймёшь. Тут важно стремиться к цели и верить в себя.
Автор статьи:
Оксана Державина
Содержание:
Поделиться: