Гармонь, каска, пальто — в семьях работников атомной отрасли хранят не просто вещи, а живую память о тех, кто воевал, выстоял, победил. К юбилею Великой Победы собрали истории из атомных городов: о фронтовых реликвиях, которые бережно передаются из поколения в поколение и до сих пор говорят больше любых слов.
Гармонь в Нововоронеже
В нашей семье хранится гармонь моего дедушки, Александра Васильевича Косьянова. Боевая подруга прошла с ним всю войну. В 1939 году дед был призван в армию и служил на границе, защищая рубежи от китайских банд и японских агрессоров. В 1942 году с сибирскими частями был направлен в Сталинград, где командовал штурмовой пулемётной ротой в звании старшины. Чудом выжил, но получил тяжелейшую контузию. Долгое время ничего не видел и не слышал. После длительного лечения его направили во Владивосток, где в его жизнь снова постучалась война. Началась битва с Японией за Сахалин и Курильские острова. И снова пулемётные расчёты дедушкиной роты разили врага.
После Великой Отечественной войны вырастил четверых детей. Работал в Индии на строительстве каучуковых заводов и в Египте на строительстве Суэцкого канала. До выхода на пенсию работал на Нововоронежской АЭС. Получил звание заслуженного работника атомной промышленности. Ушёл из жизни в 91 год. Он награждён медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За воинскую доблесть», «За победу над Японией», орденом Отечественной войны. Он — наша гордость!
Владимир Платонов
Cлесарь-ремонтник цеха централизованного ремонта, Смоленская АЭС
Каска рядового в Сосновом Бору
В моей семье хранится каска с пробоиной от осколка, она принадлежала моему деду, рядовому Дмитрию Дулякову, служившему в разведроте 2-го Украинского фронта. В разведку охотно брали сибиряков: они отлично плавали, ходили на лыжах, метко стреляли. Однажды дед переплыл Днепр с захваченным языком.
Разведка в бой не ходила, но как-то дедова группа оказалась в гуще сражения на территории противника. Когда выбрались, сразу попали под арест на несколько месяцев. Офицера отдали под трибунал и расстреляли по закону военного времени, а рядовых отправили на передовую. В 1944-м дед был ранен, долго пролежал в госпитале с контузией и осколочным ранением, потом приехал в отпуск домой, к бабушке. А через девять месяцев родилась моя мама.
Марина Здор
Cпециалист управления информации и общественных связей, Ленинградская АЭС
Бинокль в Глазове
Мой дед Фёдор Данилович был демобилизован в 1944 году в связи с ранением и ампутацией ноги. Этот бинокль с надписью на немецком, щербиной от пули он привёз с собой. В детстве мы с сестрой обращались с биноклем как с игрушкой, сейчас это напоминание о деде. И вот уже мой пятилетний внук просит: «Можно посмотреть в бинокль?» Когда он станет постарше, я обязательно расскажу, что это за вещь и как она связана с его прапрадедом.
Людмила Тарасова
Техник, глазовский филиал «Гринатома»
Фронтовые письма в Снежинске
Письма, которые я писал с фронта родным, теперь у меня. В феврале 1943 года прямо со школьной скамьи меня направили в Ярославское пулемётно-миномётное училище. Оттуда в звании лейтенанта — на 2-й Украинский фронт, в Бельцы. Мне доверили командование взводом. Прошёл с боями Молдавию, Румынию. 17 декабря 1944 года был ранен при наступлении на Будапешт. Лежал в госпитале 4,5 месяца, получил вторую группу инвалидности и был демобилизован.
Лев Лебедев
Ветеран РФЯЦ-ВНИИТФ
Дедово пальто в Сосновом Бору
От деда Александра Матвеевича Воробьёва мне осталось пальто. Тяжёлое, драповое, на ватине, с воротником из овчины. Во время войны дед пропал без вести. Бабушка Анастасия Михайловна отказывалась верить в его смерть, надеялась на чудо. С двумя жила впроголодь, но пальто не продала. Оно напоминало о счастливом довоенном времени.
Елена Соловьёва
Кладовщик цеха тепловой автоматики и измерений, Ленинградская АЭС
Курвиметр и хордоугломер в Нововоронеже
Мой отец, офицер-артиллерист Иван Васильевич Кузнецов, привёз с фронта в качестве трофеев бинокль с клеймом Paris, курвиметр, хордоугломер. Назначения этих приборов мы не знали, но интересно было водить колёсиком курвиметра по доске и смотреть, какие цифры показывает стрелка. Может, из-за этих игрушек я тоже потом стал офицером-артиллеристом.
Валерий Кузнецов
Ведущий специалист профкома, Нововоронежская АЭС
На первый взгляд — игрушки, на деле — серьёзные армейские приборы, с помощью которых артиллеристы вели огонь точно по цели.
Курвиметр — это прибор, которым измеряют длину извилистых линий, например, на карте. По сути, это маленькое колёсико со стрелкой, как у спидометра: ведёшь по линии — и видишь, сколько она «намотала».
Хордоугломер — инструмент для измерения углов на картах или чертежах. Им пользовались артиллеристы и топографы, чтобы точно определить направление или рассчитать наведение орудий.
Ложка с надписями в Сосновом Бору
Эту ложку я нашёл, когда перекапывал огород в деревне Керново недалеко от Соснового Бора. Там проходила линия обороны Ораниенбаумского плацдарма. Ложка — образец окопного творчества. С одной стороны на ней — дата начала войны и надпись «Ленинград», на другой стороне — «Смерть гадам!!!» и неразборчиво фамилия бойца.
Вячеслав Шаповалов
Мастер участка электроцеха, Ленинградская АЭС
Сохранить и передать историю своих героев можно не только в семейных архивах, но и в рамках всероссийской акции. 23 апреля стартовала всероссийская акция «Бессмертный полк России онлайн». Чтобы присоединиться, нужно поделиться фотографией и биографией ветерана Великой Отечественной войны, труженика тыла, детей войны, а также всех тех, кто сражался за Родину в разные исторические периоды.
Срок подачи заявок: с 23 апреля по 6 мая 2025 года.
Куда загружать фотографию и биографию:
— сайт: 2025.polkrf.ru;
— мини-приложения: «ВКонтакте», «Одноклассники».
Впервые участники смогут не только загрузить фото, но и воспользоваться функцией реставрации и колоризации изображения, а также поделиться историей своего героя в соцсетях. Онлайн-шествие состоится 9 мая на сайте акции.
Атомная благодарность за истории героев и фотографии газете «Страна Росатом».