Анастасия Куцева родилась в небольшом городе Татищево в Саратовской области, но спустя годы оказалась за тысячи километров от дома родителей. С собой она привезла легкость и душевность — именно так отзываются участники о ее арт-встречах. Настя помогает гостям раскрыться, почувствовать себя свободными от ошибок и за несколько часов написать настоящую картину, даже если человек никогда раньше не рисовал.

Родители поддержали решение стать художницей
Я рисовала с детства. Любовь к творчеству пришла от родителей, дома даже есть мамины портреты, которые написал папа. Профессионально рисованием никто не занимался, и для меня это долгое время было просто увлечением.
Все изменилось в седьмом классе, когда мне захотелось добавить в жизнь что-то еще, кроме школьных занятий. Сначала попробовала танцевать, но как-то не зашло. Тогда родители предложили пойти в художку, она как раз была рядом со школой. И это определило всю мою жизнь.
Мне нравились наши занятия и преподаватели, которые хвалили и наставляли. Особенно поддерживала Ольга Лухманова: она первая увидела мое рвение к творчеству, оценила, что у меня получается. Именно она подала мне идею поступать в Саратов, в государственный технический университет имени Гагарина, на факультет декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Обучение в художественной школе и в университете сильно различалось по манере письма. Мне пришлось переучиваться — это было сложно, но очень интересно! Добавились новые предметы: помимо уже привычных композиции, рисунка и живописи, я изучала разные прикладные виды искусства. Например, работала с горячим батиком, когда нужно было придумывать эскизы, переносить их на ткань, создавать платки и картины. Еще научилась ткать гобелены и валять из шерсти.

После окончания университета обращалась в школу искусств и в Дом культуры, хотела стать художником-оформителем. Но меня не брали: я была юной и только после учебы, а требовались уже опытные специалисты. Пришлось устроиться менеджером по продажам — сейчас эти знания помогают мне продвигать услуги и выстраивать общение с разными людьми.
Однако вскоре нам пришлось переехать: мужа по работе перевели в другой город. Так мы оказались в Красноярском крае, в городе Ужуре. Поняла, что не хочу снова работать продавцом, и отправилась в местную художественную школу. К счастью, им нужны были художники, и меня приняли! Так за один день я стала педагогом — теперь учу детей рисовать, работать с батиком и другими материалами.

С большой теплотой вспоминаю то время и скучаю по ученикам и коллегам. Именно там я по-настоящему раскрылась как творческий человек. Даже после выпуска ребята продолжают мне писать, спрашивают, как у меня дела, рассказывают про успехи.
Нашла единомышленницу во время беременности
Говорят, что женщина по-новому открывает себя в декрете. Так произошло и со мной. Когда я была беременна, меня положили в больницу на сохранение. Там познакомилась с Катей Беляй, популярным фотографом в Ужуре, мы начали понемногу общаться.
Однажды она позвонила с вопросом: «Настя, ты же художник? Давай с тобой организуем арт-вечеринки! Будешь учить детей и взрослых». Я о таких мероприятиях не знала. В тот момент даже не думала, что можно организовать что-то самой, не в рамках художественной школы, была весьма стеснительной.
Попробовать интересно, но страшно, как получится. Обсудила идею с мужем, он меня поддержал. Я понимала, что одной начать будет сложно, а тут есть Катя, которая готова помочь в организации. Дополнительный бонус: ее много людей знает, а значит, кто-то к нам все же придет.
Мы с Катей стали проводить арт-вечеринки в ее фотостудии. Она приглашала гостей, снимала мероприятия, помогала закупать материалы. Я тоже была при деле — учила рисовать .

Для меня это был невероятный заряд энергии. Когда сидишь в декрете, твой мир как будто уменьшается, ведь у тебя ребенок. А тут снова начала общаться с разными людьми, заводить классные знакомства. Это так вдохновляло! Я очень благодарна Кате.
Мы проработали вместе около года. В какой-то момент стало сложно выбирать время для арт-вечеринок. У каждого свои дела, и фотостудии было неудобно проводить такие мероприятия. В итоге решили разъединиться как партнеры, но остались хорошими товарищами.
Осталась одна, все изменила и преуспела
Вся организация упала на мои плечи. Нужно было искать новое место для встреч. Сначала договаривалась с кофейней «Сахар», но потом обрела постоянное место в гончарной мастерской Анны Бутовской.
Я поменяла сам формат мероприятия. Раньше это были арт-вечеринки — веселая тусовка. Оказалось, мне ближе что-то умиротворяющее, когда можно спокойно общаться и рисовать. Я стала называть мои мероприятия арт-встречами — местом с душевной и расслабляющей атмосферой, где встречаются единомышленники.
Арт-встречи — не работа, а моя душа. Всегда говорю гостям: «Я с вами не работаю, я отдыхаю». Все дело в том, что ко мне приходят интересные люди, мы знакомимся, общаемся. Вижу, как воодушевлены участницы арт-встреч, и сама от них заряжаюсь. Когда возвращаюсь домой, не чувствую усталости или напряжения, только счастье.
Помогаю людям выражать их внутренний мир на картинах
В начале пути мои мероприятия больше напоминали мастер-классы. Я выбирала один референс, показывала каждый этап, а гости шаг за шагом за мной повторяли. Вот только мы же все разные: у нас разные настроения, разный внутренний мир. Когда люди рисуют, они в картинах отражают себя. В один момент решила все поменять — теперь мои гости рисуют то, что им хочется. У меня есть девушки, которые любят горы, ходят в походы, — их и рисуют на арт-встречах, и все счастливы.

На моих встречах нет строгих правил. Можно самому найти что-то интересное в интернете или предложить другие идеи. Главное, чтобы я могла оценить, насколько картина сложная, успеет ли человек закончить ее за одну встречу. Возможно, стоит договориться об индивидуальной работе, а в этот раз выбрать что-то попроще.
Иногда я выбираю определенную тематику мероприятия, чтобы гости могли попробовать что-то новое, поработать с разными материалами. Например, проводила арт-встречи по фактурной живописи, где участницы использовали текстурную пасту, а не краски.
Однажды в Ужуре предложила гостям нарисовать большую интерьерную картину. Специально узнавала, какой они хотят размер, заказывала для каждого холсты. Еще был мастер-класс, где мы работали с тканью, окунали ее в гипс — и на холст, потом что-то дорисовывали, интересные картины получились.
Переехала в Лесной, которым пугали знакомые
В Ужуре только я проводила арт-встречи, ко мне приезжали из других городов. В Лесном уже были ребята, которые организовывали подобные мероприятия. Расстроилась, но успокаивала себя, что, например, фотографов тоже много. Все равно ведь каждый человек выбирает для себя того, кто ему ближе.
В сентябре, за несколько месяцев до нашего переезда, увидела новости, что проект закрылся. Тогда я начала переживать, что людям это неинтересно. Вдруг этот город нетворческий, не хотят тут рисовать.
Перед отъездом спросила у Кати: «Там у меня такой Кати не будет, что мне делать?» Она ответила: «Ты есть сама у себя. Ты можешь сама себя преподносить, у тебя уже есть опыт». В целом меня сильно поддерживали друзья, говорили, что все обязательно получится.
Мы переехали с семьей в январе 2025 года. Сам закрытый город не пугал, мы понимали, куда едем: родители могут к нам приехать, а с друзьями легко встретиться и за пределами Лесного, на выезд нет никаких ограничений.
В новом городе сначала все казалось холодным и чужим. Муж работает, у меня только заботы о сыне. Сходила в местную художественную школу, но там для меня места пока не нашлось. Тогда подумала: «Что будет, если я просто попробую?» — и стала готовиться к первой арт-встрече в Лесном.
Мне посоветовали посмотреть домики в скандинавском стиле. Я быстро договорилась об аренде. За полторы недели до мероприятия разместила анонс у себя в группе, попросила мужа и знакомых рассказывать об арт-встрече. Впервые в жизни купила рекламу: написала администраторам популярного паблика, подготовила текст и видео, и они несколько раз опубликовали мой пост.
Люди стали потихоньку приходить, и у меня набралась целая группа. Я думала: «Ничего себе! Не испугались, пришли. Как здорово!» Вижу, что людям не хватает творчества. Мне с первых арт-встреч в Лесном говорят: «Как здорово, что вы к нам приехали!»
Некоторые знакомые пугали, что в Лесном закрытые и неприветливые люди. Я не нашла этому подтверждения, ко мне приходят только отзывчивые и позитивные. Ни разу не сталкивалась с негативом. Наверное, потому что творчество объединяет, и люди, которым интересны арт-встречи, добрые, открытые и душевные.

Меня уже начали звать в другие города. Через паблик «Подслушано Лесной» на меня вышла девушка-психолог Катя, мне везет на Екатерин. Она написала, что ей близка моя тема, нравится, что я делаю, — и пригласила в Нижнюю Туру. Мы объединились с ней: она выступала как организатор, сняла помещение, разместила анонс у себя на странице, я была приглашенным экспертом.
Нам очень нравится в Лесном. Город уютный, много парков, где мы любим гулять с семьей. Есть школы и занятия для детей — нам это важно. Закрытый статус дает ощущение безопасности.
Покупаю цветы и угощения для арт-встреч
Часть денег, которые я получаю за арт-встречи, уходит на подготовку самого мероприятия. Вот что я оплачиваю:
- Аренда. Цена зависит от количества людей и часов. Обычно арт-встреча длится около трех часов, но я приезжаю за час, чтобы успеть подготовиться. Еще нужно заложить время, чтобы убрать после мероприятия и собрать все материалы.
- Цветы и угощения. Мне нравятся живые цветы, они создают более праздничную атмосферу. Пока закупаю только по особому поводу. Например, когда была первая арт-встреча в Лесном, мне хотелось, чтобы люди зашли и сразу был вау-эффект. Конечно, тут без цветов не обойтись. Второй раз сделала это на 8 Марта и пока больше не повторяла. Для атмосферы использую электрические свечи, которые выглядят как настоящие, очень красиво.
На каждое мероприятие ставлю угощения. Обычно это сладкая тарелка, колбаска, сырная тарелка, фрукты, сок, чай. Иногда провожу встречи с игристым. Если гости хотят что-то покрепче, приносят сами.
- Материалы. Слежу, чтобы у меня всегда в запасе были холсты и другие материалы. Если какая-то краска заканчивается, сразу заказываю новую, чтобы не было моментов, что надо рисовать, а нужного цвета нет. Проверяю кисточки, если что-то поломано, надо поменять или починить. Я фанат кисточек, у меня их миллион, и каждый раз кажется, что мало. Еще нужны салфетки, пленка и периодически баночки для воды.
За день-два до арт-встречи вместе с мужем ездим по магазинам, проблем с закупками нет. Если что-то не могу найти в городе, заказываю доставку с маркетплейсов. Собираю материалы, складываю все в огромные баулы. В день мероприятия приезжаю на место и подготавливаю помещение.

Муж практически всегда рядом со мной. Большое ему спасибо за это, он сильно меня поддерживает и во всем помогает. У нас у каждого есть обязанности. Например, я нарезаю угощение, он натягивает пленку на стол, чтобы не испортить мебель, я складываю салфетки, он расставляет мольберты. Наверное, поэтому не замечаю, что устаю, ведь мы вместе. Конечно, бывали случаи, когда он на работе и не может мне помочь. Одной сложнее все это успеть, но все равно справляюсь.
Пишут картины даже те, кто последний раз рисовал в школе
Почти все гости, которые приходят ко мне в первый раз, не умеют рисовать. Некоторые переживают, спрашивают: «Что мне делать?» В такие моменты всегда успокаиваю и говорю, что все получится. И это правда!
Вначале прошу каждую участницу наметить, что она видит на картинке, закомпоновать. Мне важно, чтобы гости хотя бы попробовали сделать это сами, а я подхожу к каждой, что-то поправляю, подсказываю, если совсем сложно, помогаю своей рукой.

Переходим к работе с цветом. Обычно начинаем с фона. Мы подбираем цвета, я подготавливаю палитры, объясняю, что нужно смешать, чтобы получить другой оттенок. Пока один человек закрашивает фон, подхожу к другому гостю, рассказываю порядок действий — и так с каждым, постепенно. Сначала люди действуют осторожно, но потом включаются в процесс, не боятся сами что-то смешать или намазать.
Некоторые переживают, что у них получается не совсем как на референсе. Но это не имеет значения. Я говорю: «Это ваша картина. Это то, как вы чувствуете, как вы видите. Картинка — просто пример». И люди расслабляются, начинают больше импровизировать: меняют фон, используют другие цвета, добавляют детали.
Взрослые обращаются к внутреннему ребенку, который не боится ошибаться
Раньше, когда я работала только в художественной школе, мне больше нравилось рисовать с детьми. Они искренние, ты не ждешь от них подвоха.
Дети требуют больше внимания. Когда я вернулась в школу после декрета, поняла, что мне не хватит энергии, чтобы регулярно проводить еще и детские мастер-классы. Хотелось вне работы расслабиться, отдохнуть. Я переключилась на взрослых, но продолжаю иногда работать и с участниками младше 18 лет. У меня уже в Лесном спрашивали о мастер-классе для детей, обязательно будут.
Мне нравится, что дети не боятся ошибаться. Ребенок всегда рисует так, как ему нравится. Он не знает, как правильно делать мазки, как сочетаются цвета. Он радуется уже самому процессу. Дети рисуют — и у них все прекрасно! У взрослых есть в голове запреты, они боятся сделать что-то не так, поставить лишний мазок. Им сложнее расслабиться, но постепенно это все-таки происходит.

Люблю истории о своих клиентах. Например, часто люди боятся рисовать, а потом пробуют и раскрываются. Раз приходят на арт-встречу, второй, потом покупают домой холсты и краски. Одна девушка делилась, что всю жизнь хотела рисовать, но родители запретили: «Зачем тебе это нужно? Мы тебя в художку не отдадим. Занимайся чем-нибудь другим». И вот только сейчас ее внутренний ребенок наконец-то раскрылся, и она может творить, у нее есть такие способности.
Бывает, людям дарят сертификат на мастер-класс, но они не знают, что с ним делать. Хотят его отдать маме, сестре, ребенку. Всегда говорю: «Попробуйте сначала сами». Многие начинают отказываться: «Я не рисовала, не умею, не хочу, зачем мне это надо, это ерунда какая-то». Часто все же удается их убедить попробовать.
Один раз девушка пришла после рабочей смены, сонная, без настроения. Я начала у нее спрашивать, как дела, она ответила: «Вот, подарили, пришлось идти». Конечно, я немного расстроилась из-за этого «пришлось». Но она стала рисовать и удивилась, что у нее получается, начала наслаждаться процессом, глаза загорелись. Ушла она от меня уже в хорошем настроении, довольная таким подарком от друзей.
Я провожу и индивидуальные мастер-классы. Кому-то нужно больше времени, чем есть на арт-встрече, а другим просто комфортнее рисовать со мной наедине или в узком кругу близких людей. Например, уже в Лесном одна девушка решила так отметить день рождения с подругами. Они хотели сделать что-то необычное, что бы связывало их троих. В итоге они нарисовали три картины, которые можно было объединить в одну композицию.
Снимаю рилсы и пишу посты по вдохновению
Мы в Лесном несколько месяцев, сарафанное радио пока мало работает, ведь я только начинаю обрастать знакомствами. Сейчас большинство гостей приходят ко мне из «ВКонтакте», это самая популярная соцсеть в нашем городе. Группу я веду сама.
Нравится делать рилсы, после арт-встречи могу до двух ночи монтировать ролик. У меня нет четкого контент-плана, все делаю по вдохновению. Вижу какую-то прикольную идею на просторах интернета — думаю, что надо бы снять или написать что-то похожее.

Все это действительно работает. Замечаю, что, когда активно веду соцсети, появляются подписчики, люди записываются на встречи и мастер-классы. Меня даже узнают на улице! Как-то пришла в салон красоты, а парикмахер сказала, что знает меня, видела посты о моих арт-встречах, было приятно.
Я не гонюсь за количеством подписчиков. Главное, чтобы ко мне приходили люди, которым это действительно нужно, чтобы они были заинтересованы и вовлечены в процесс.
В моей группе во «ВКонтакте» есть отдельный раздел с отзывами и историями. Часто пишут про душевные встречи, говорят спасибо за семейную обстановку. Эти слова всегда трогают сердце. Я благодарна своему творческому пути за то, что мне в жизни встречаются такие замечательные люди.
Сапожник без сапог: дома картин нет, пишу на заказ
Развиваюсь как художник: рисую на заказ. В Ужуре чаще всего писала детские, взрослые, семейные портреты, еще покупали интерьерные картины. В Лесном пока спрашивают мало, но вот недавно предложили написать портрет питомца.

Для себя, к сожалению, времени не хватает. Меня порой спрашивают, почему я не организую выставку. Но мне просто нечего показать. Все, что пишу на заказ, уже давно у покупателей. Как-то сыну в садик нужно было принести рисунок, обратились ко мне: думали, у нас много картин дома. А у нас ничего, я сапожник без сапог.
Мне тяжело брать деньги за творчество. Когда начала писать портреты, получала больше за материалы, а не за работу. Меня даже подруга ругала: «Настя, посмотри, как ты пишешь, сколько времени на это тратишь, сколько краски уходит, ты что, такие маленькие деньги». И я видела, что она права: какая-то «мазня» стоит 30 000 рублей, а у меня портрет 2000. Постепенно повышала ценник.
Не ставлю себе цель заработать миллионы, мне интереснее общаться и вдохновлять. Энергия важнее денег, я хочу сохранить легкость.
Совет для тех, кто хочет творить и проводить арт-встречи
- Не бойтесь пробовать новое, как бы это банально ни звучало. Если никак не можете начать — обратитесь за поддержкой, найдите человека, который вас подтолкнет.
- Просите совета. Недавно ко мне обратилась девушка, которая решила проводить арт-встречи в Ужуре. Призналась, что стеснялась писать мне, пыталась разобраться сама, посмотрела множество вебинаров. Но ничто не может заменить опыт человека, который уже этим занимался. Мы с ней проговорили час или два, я объяснила ей важные нюансы: где публиковать анонсы, как общаться с участниками, какие ластики и кисточки лучше использовать и многое другое.
- Делитесь с конкурентами. Считается, что если человек занимается такой же деятельностью, то ему про себя нельзя ничего рассказывать. Не соглашусь, ведь это обмен опытом и знаниями. Мне несложно поделиться тем, что я знаю. Наоборот, мне нравится, когда люди спрашивают о таких вещах: значит, им это интересно.