Бизнес-кейс из Трехгорного: открыть кофейню на месте туалета, найти бариста на рынке и раскрутиться с рекламой за 800 рублей

В кофейню «Ель кофе» Константина Цуркана ходят практически все жители Трехгорного — она единственная в городе. Когда‑то Константин работал охранником на заводе, а теперь сотрудничает с предприятием госкорпорации «Росатом» и рассказывает про свой кофейный бизнес-кейс.

Берем попкорн и сладкую вату: бизнес-проект за 35 000 рублей

Все началось 9 мая 2015 года. Сидим мы с женой на кухне — звонок. Это друзья, они на парад ходили: «Ребята, мы тут на площади, все здорово, только полтора часа простояли в очереди за сладкой ватой». И мы подумали, а ведь сами можем заниматься чем-то подобным.

Я занял деньги и за 35 000 рублей купил машинку для сладкой ваты, а 1 июня уже вышел работать. Это был ошеломительный успех, мне понравилось. В первый день я заработал 16 000 рублей, но мог бы и больше, если бы понимал что‑то в ценах и спросе. Мог бы продавать вату не за 50 рублей, а за 100. Но вата — это не продукт повседневной необходимости, и я работал с ней только по праздникам. Машины у меня тогда не было, и я передвигался на велосипеде.

На мое счастье, у нашего Дома культуры был батут. Я договорился, и за 300 рублей, которые я платил за подключение к электричеству, ставил аппарат с ватой рядом с ними. Привлекал клиентов к ним, а они — ко мне. Дом культуры позволил мне хранить аппарат у них на складе, и это было очень удобно: я приезжал на велосипеде, в рюкзаке 3 кг сахара, вытаскивал машинку для сладкой ваты на улицу, работал, все сворачивал и ехал домой. Занимало это два часа, приносило около тысячи рублей.

Все началось со сладкой ваты. Источник: личный архив

На следующий год, в 2017-м, я купил машинку для попкорна, а на каком‑то мероприятии увидел ребят, которые делали мягкое мороженое. Мы с товарищем скинулись и купили б/у аппарат. Нам привезли его прямо на праздник — это был юбилейный День города — вместе с ингредиентами. Там и разбирались, как он работает. За два дня аппарат себя окупил. Поездили с ним по праздникам, но он весит почти 200 кг, поэтому возить его было совсем неудобно.

Прямо на празднике разбирались, как работает аппарат. Источник: личный архив

На этом месте я работал еще, по-моему, два года. В первый год, раз в две недели, к нам в город приезжали ребята с аттракционами — они были удивлены такому спросу и позволили мне работать в составе их парка. Здесь я стал по-настоящему зарабатывать деньги — теперь их хватало не только на пропитание. И это меня мотивировало: приезжал на работу даже с температурой и головной болью. Но понимал, что такие моменты упускать нельзя. А аппарат с мороженым хранил в прицепе камаза парка аттракционов — каждый вечер поднимали его туда вчетвером.

Всю зиму аппарат мороженого простоял в гараже. Я подумал: «Что за бардак, он денег стоит, поэтому должен работать». Стали искать помещение, чтобы его поставить. Была зима, и мы решили, что хочется не столько мороженое поесть, а выпить чего-нибудь тепленького. А что это может быть? Кофе, конечно же.

Мороженое зимой лучше есть в тепле. Источник: личный архив

Научился пользоваться кофемашиной и открыл первую кофейню в городе на месте бывшего туалета

В 2018 году арендовали помещение, 5 м2, прямо на центральной площади: рядом школа и институт, мамочки с колясками гуляют. Расположение выгодное.

У нас закрытый город, и вся застройка старая. Раньше в том здании, где мы сняли помещение, был общепит: в подвале делали полуфабрикаты, поднимали их лифтом наверх, на первом этаже готовили и выставляли на раздачу. Потом все это пришло в упадок, а следующие хозяева сделали из помещения магазин, демонтировали и почти всю систему вентиляции. Арендаторы постоянно менялись.

Помещение это состоит из двух крыльев, а между ними — маленький закуток, который раньше был туалетом. И вот именно в нем мы и открыли кофейню. От туалета там уже ничего не осталось: когда‑то там пивом торговали, потом адвокат сидел. Правда, он сильно мерз: отопления не было, поэтому недолго продержался.

Мы с товарищем поехали в деревню, напилили досок и сколотили пол. Свет какой‑то провели, мебель нашли самую дешевую. Не задумывались о том, как это будет выглядеть, — нам было важно, чтобы там можно было работать.

Пол для новой кофейни делали сами. Источник: личный архив

Город у нас закрытый, и поэтому я месяц искал, где взять в аренду кофемашину. Получилось, но пользоваться ей я не умел. Неделю разбирался и поил домашних кофе. Надоел им изрядно, но научился.

Там, в закутке, мы проработали год. В какой-то момент договорились с владельцами магазина, в котором и находился наш закуток, что своими руками унесем все их холодильники, морозильники и товар в подвал и начнем делать новую большую кофейню. Ремонт длился месяц. Построили новый туалет, отделили кухню от зала, почистили стены и потолок. Всю мебель в зале и барную стойку, да и кассовую тоже, сделали сами. Потратили на ремонт 100 000 рублей, из которых 70 000 стоило построить стену, которой мы отделили кухню от зала.

Ремонт делали своими руками. Источник: личный архив

Вложил 800 рублей в рекламу и раскрутился

Первый месяц работал один: открывался в 7:00, а закрывался в 22:00. Тогда я ничего не знал и изучал, в какие временные промежутки больше всего пьют кофе. Пробовал открываться позже, но мне говорили: «Ты что, в 6:00 автобус на завод уходит». И я открывался в 5:30. Проработал так неделю и опытным путем понял, что в такое время никому кофе не нужен. Пробовал открываться в 8:00, в 9:00 — никакого ощутимого эффекта не было. Так нашел оптимальное время начала работы — 8:30, с тех пор так и работаем.

У меня никогда не было желания резкого, взрывного роста — он меня пугает. Мы росли плавно и органично: в первый день сняли с кассы 2000 рублей, во второй — 3000, в третий — 5000. Достаточно долго держались стабильно на уровне 12 000–17 000 рублей в день. Кофе у нас поначалу стоил 110 рублей: мы вообще не понимали, как работает ценообразование, да и качество оставляло желать лучшего.

Но клиенты были: мимо нас проходит огромный поток людей. За всю историю кофейни я вложил в рекламу 800 рублей — столько стоили два поста в группе города во «ВКонтакте».

Смог раскрутиться почти без рекламы. Источник: личный архив

Ездил учиться к итальянцам, нашел бариста на рынке и узнал секреты кофе от прохожих

Мы стали думать о том, как нам улучшиться. У меня есть друзья — итальянцы в Челябинске, у которых очень вкусная пиццерия. Они говорят: «О, наш кофе самый лучший, приходите, мы вам все покажем».

Мы приехали: «Луиджи, давай показывай». Он мне дает попробовать свой кофе, и я понимаю, что так дело не пойдет. Нашему человеку такое не понравится. Говорю: «Спасибо, Луиджи, пока».

Научились варить кофе опытным путем. Источник: личный архив

У нас тогда была отвратительная кофемашина и еще более ужасная кофемолка. Качество продукта было тоже так себе. Однажды пришла к нам девочка, взяла кофе и долго плевалась. Через день вернулась — то ли от доброты, то ли от вредности. И снова плевалась. Я не выдержал. Говорю: «Давай, заходи, покажи, как надо». Оказалось, что девочка работала где‑то в кофейной сфере, а в Трехгорный приехала к родственникам. Она нас учила месяца два.

А потом еще одна встреча: я занимаюсь велоспортом, и в нашу компанию приехал парень, который по чистой случайности оказался лучшим бариста Челябинска. И мы учились у него.

Тогда качество продукта выросло, появилось больше прибыли. Мы позволили себе купить нормальную кофемашину и кофемолку. Кофемашина работает до сих пор, я сам ее обслуживаю — мастеров у нас нет.

Лучший кофе в Трехгорном. Источник: личный архив

Первого бариста я привел к себе в кофейню из магазина «Красное & Белое». Он работал на кассе и, очевидно, страдал. Позвал его на похожую зарплату, и он согласился. Так, в маленьком закутке мы проработали год.  

Еще одного бариста я нашел на рынке: пошел за мясом, вижу — за прилавком парень. Стильный, ухоженный. Говорю: «Тебе не мясом торговать надо, а в кофейне у меня работать». Где‑то через полгода встретил его на улице — оказалось, что он уволился с рынка. Улыбнулся: «Веди меня в свою кофейню».

Уже потом мы съездили с бариста в Ижевск на курсы, но послушали и не вынесли ничего нового. Поняли, что мы все правильно делаем — научились опытным путем.

Съездили на курсы и поняли, что всему уже научились сами. Источник: личный архив

В новом помещении обновили меню — стали продавать другие напитки на основе кофе, чай и смузи. Нашли своего поставщика сырья, и качество кофе еще улучшилось. Часть помещения я сдал кондитеру — так у нас появились сладости: торты, маффины, муссовые пирожные, меренговые рулеты.

Провел встречу с властями и готовлюсь поставлять кофе на предприятие «Росатома»

Однажды госкорпорация «Росатом» решила организовать у нас в городе встречу предпринимателей и власти. Сотрудники, которые готовили этот проект, приходили работать к нам в кофейню, устраивали такой коворкинг. И подумали, а почему бы не провести саму встречу там же — в кофейне.

Город у нас маленький, поэтому на встречу предпринимателей с представителями власти пришел я, мой кондитер и еще пару человек. Пообщались. Предложил поставить на ФГУП «Приборостроительный завод имени К. А. Володина» (ФГУП «ПСЗ») вендинговые аппараты с кофе, сейчас их там уже два. Так я снова попал на завод.

У меня нет высшего образования: я учился в Трехгорном технологическом институте — филиале НИЯУ «МИФИ», но отчислился — мне было скучно. Пошел работать охранником на ПСЗ, потом отучился и стал техником по слаботочным сетям. Там я проработал лет пять. 

Параллельно с работой на заводе занялся фотографией. Ездил снимал свадьбы, корпоративы, мероприятия. Искал какие‑то пассивные источники дохода: торговал на финансовом рынке, вкладывался в высокорисковые инвестиции. Это мне тоже деньги приносило. И я расслабился, даже фотографировать перестал — очень удобно, когда тебе 400 долларов на карту прилетает из ничего. Правда, это было очень нервно и ненадежно. Вся система однажды схлопнулась, и я оказался в вакууме. Поработал в шиномонтаже у друга, пытался снова фотографировать. А потом появилась сладкая вата. Понял, что мне важно видеть быстрый результат своей работы: отдал деньги — получил. Но качество приходит с опытом, а опыт я нарабатывал сам.

Вот недавно дал объявление на «Авито»: «Помогу открыть кофейню». Хочу делиться опытом.

Знаю точно, что если кто‑то хочет открыть свой бизнес в закрытом атомном городе, то нужно брать и делать. Если там есть предприятие, то точно будут заказы и деньги. Гораздо сложнее сейчас в крупных городах бизнес открывать, потому что конкуренция высокая, а у нас, в закрытых городах, бояться точно нечего.

Автор статьи:
Моргунова Оксана
Содержание:
Поделиться: