У Сергея Добрынина более 15 лет опыта в пчеловодстве. Начав с одного улья в подростковом возрасте, он развил собственную пасеку и изучил все детали пчеловодства — от зимовки семей до тонкостей сбора разных сортов меда. Поговорили про трудности ремесла, жизнь пчел и про то, как открыть свою пасеку.
Неудачная шутка сделала из меня пчеловода
У нас большая семья — у дедушки с бабушкой восемь детей. Изначально заниматься пчелами в семье стала тетя. После школы она уехала в Красноярск и поступила в техникум обучаться пчеловодству. Потом работала в Кургане на большой фабрике по производству меда, а когда набралась опыта, переехала в Озерск и устроилась в местное лесничество заниматься разведением пчел.
Когда мне было лет 15–16, я неудачно пошутил при тете, что тоже хочу заниматься пчелами. Спустя два-три месяца я как-то вернулся из школы и увидел улей на участке. До этого у нас были только декоративные, а тут смотрю — пчелы в нем. Спрашиваю у родителей: «Это вы решили завести?» И тут тетя говорит: «Ты же сказал, что тоже хочешь, вот я тебе и купила!» Такая ответственность на меня свалилась.
Сразу начал книги по теме читать, за пчелами же нужно ухаживать. За четыре дня прочитал первые три книги по пчеловодству. А когда началось лето, стал переводить знания из теории в практику. Взял одну семью пчел и с помощью тети стал погружаться в это дело, она меня обучала и помогала.
За первый сезон сменили три локации: вывозили пчел на разнотравье, в липовые леса и закончили на гречишных полях. Вкус того, первого меда помню до сих пор!

Постепенно расширялся и вовлекал родителей
На следующий год взял уже четыре семьи. Снова тетя помогала заниматься пчелами, подсказывала, что делать. У нее была пасека, и куда она везла свои улья, туда же и я ехал за ней хвостиком. На третий год моя пасека развилась до 10 семей, а потом и до 30.
Параллельно с пасекой я профессионально занимаюсь спортивным ориентированием. В какой-то момент попал в сборную России, начал много ездить за границу, и пришлось привлекать родителей к уходу за пчелами. Я уже втянулся в это дело, и бросать пчеловодство мне не хотелось, но и совмещать стало сложно.
Весной и зимой я проводил подготовительные работы на пасеке. Делал рамки, обслуживал пчел, готовил все к лету, а потом начинался спортивный сезон. Дальше родители пытались совместить основную работу и пчеловодство, а в конце сезона я возвращался и помогал все закончить. Потом добавилась еще учеба в университете, и тоже приходилось подключать родителей.
В таком режиме мы были лет пять-шесть, а потом случился COVID. Границы закрылись, профессиональный спорт тоже начал закрываться в России, и у меня стало очень много свободного времени. Тетя тогда уже прекратила заниматься пасекой, и я полностью погрузился в это дело.
Работа на пасеке ведется круглый год
Работа пчеловода — это не только откачивать готовый мед. К летнему сезону нужно подготовить рамки, прикрепить к ним вощину. Потом планируем, куда будем вывозить пчел: знакомимся с агрономами и лесниками, договариваемся, чтобы у них ульи ставить. Ищем рынки сбыта. С каждым годом расширяемся, поэтому готовим новые помещения для пчел.
Примерно в феврале нужно пролечить пчел от клещей и паразитов. Весной достаем семьи из омшаника, это такое утепленное помещение для зимовки, оно защищает насекомых от низких температур, ветра, снега и шума. После этого убираем внутри ульев: за зиму какие-то пчелы умерли, нужно все почистить, чтобы ни вирусы, ни бактерии не появлялись.
Когда погода становится хорошей, то есть держится примерно +15 °C, зацветает одуванчик, мы начинаем выезжать на поля. Если май был теплый, ива и одуванчик хорошо цвели, то можно будет уже майский мед собирать. Когда откачали мед, нужно ехать в новое место, там пчелы будут собирать уже другой мед. В таком темпе проходит весь сезон: каждые две-три недели откачка готового продукта, перевозка на новое место.
Мы зависим от агрономов и времени, когда они делали посевы. От погодных условий — например, если драгоценные полторы недели, что цветет липа, будут лить дожди, то большинство пчеловодов останутся без липового меда.

Как появляется мед
У пчел есть распределение обязанностей: кто-то трудится на полях — собирает нектар, а кто-то отвечает за потомство. Пчела-собиратель летает с растения на растение и хоботком высасывает оттуда нектар. С полным брюшком она возвращается в улей и передает «урожай» пчелам-приемщицам, которые помещают нектар в соты.
Он очень жидкий, поэтому, чтобы помочь лишней влаге испариться, пчелки начинают интенсивно махать крыльями и загонять поток воздуха в улей. Циркуляция воздуха плюс тепло помогают нектару быстрее терять лишнюю влагу. Он сгущается, и получается мед.
После этого пчелы запечатывают ячейки в сотах воском, который вырабатывается в их особых железах. Когда нектар загустел, а соты запечатали воском, мед считается готовым. Его можно откачивать.
Держимся за каждого клиента, поэтому тщательно контролируем качество
Наш регион не проходной, здесь нет случайных покупателей. Все клиенты постоянные, и работаем с ними на протяжении многих лет. Люди к нам возвращаются, и мы это ценим. Больше всего работает сарафанное радио, также через соцсети продаем мед, отправляем в другие города.
Понимаю, что если продадим плохой продукт, клиенты просто уйдут к другому продавцу. Чтобы быть уверенными в своем меде, регулярно проверяем пчел, сдаем мед на анализы и сами контролируем его влажность. В первый год по неопытности была история, когда мы откачали нектар вместо меда и он быстро начал сворачиваться. Хорошо, что тогда мы еще не продавали мед, а просто раздавали его знакомым. Тогда и объемы, к счастью, были еще не те. Собирали по 10–20 литров, сейчас уже до 3 тонн доходит.
Мы за стопроцентно экологичный мед
Пчел тоже не обходят вредители. Например, клещ Варроа сильно атакует пчелиные колонии. Особенно осенью можно увидеть, как он лазит по пчелам и по ульям. В этом вопросе постоянно хочется посидеть на двух стульях, но мы за стопроцентно экологичный мед. В сезоне не обрабатываем вообще ничем, ждем последний гречишный мед. Когда понимаем, что меда на продажу уже не будет в этом году, начинаем обработку от клеща.
Также много вирусов и бактерий бывает у пчел. Нас пока это обходило стороной, но все равно приходится изучать литературу, читать в интернете, чтобы быть начеку и знать, с чем можем столкнуться.

Лучший мед — тот, который нравится лично вам
Люди приезжают за медом и спрашивают, например: «А гречишный мед, он для чего?» Я никогда не берусь ничего советовать. Отвечаю: «Извините, но я не врач». Если залезть в интернет и начать читать о свойствах разного меда, можно встретить кучу информации, иногда даже противоречивой. Поэтому я всегда говорю, что нужно брать тот мед, который вам лично нравится по вкусу и аромату. Если возьмете «полезный», но не вкусный, он быстро переместится на верхнюю полку шкафа и будет там храниться всегда. Покупатели улыбаются и говорят: «Да, это действительно так».
Можно ли в домашних условиях определить, что мед настоящий?
Сергей рассказывает, что ориентируется на вкусовые качества меда — опыт более 15 лет помогает понять, что продукт качественный. А также косвенный признак натуральности — если поздней осенью, зимой или весной мед закристаллизовался.
В интернете можно найти много способов, как проверить мед на натуральность. Но Сергей уверяет, что подделки бывают настолько качественные, что даже в лабораторных условиях сложно определить, что на проверку пришел фальсификат. А «домашние» способы и вовсе ни на чем не основаны.
«Один мужчина, — вспоминает Сергей, — решил, что у меня ненатуральный мед, капнув его себе на руку. На ней остался липкий след, и это, по его мнению, было критерием качества. Я ему предложил подумать о консистенции и структуре меда и после этого оценить свой подход критически. В итоге он все понял и даже купил мед у меня».
В планах — экскурсии на пасеку для всех желающих и сделать пчеловодство основным источником дохода
С каждым годом все больше углубляюсь в профессиональную область, чтобы это было основным заработком. Хотелось бы 100% времени уделять пчеловодству. Сейчас это хобби и дополнение к основной работе.
Стараюсь найти новые поля, познакомиться с новыми агрономами, ищу места, где растут какие-то интересные растения. В этом году собрал четыре сорта меда: донниковый, липовый, разнотравье и гречишный. Для нашего региона это очень хорошо, но можно делать больше. Например, весенний мед на одуванчиках собрать, подсолнух, эспарцет. Для этого нужно постоянно ездить. У нас и сейчас не стационарная пасека, есть два прицепа, и мы не стоим на одном месте, постоянно перевозим ульи.
Для привлечения новых клиентов хочу начать проводить экскурсии. Пока что приезжают только постоянные клиенты. Замечаю, что среди молодого поколения сильно ниже спрос на мед. Думаю, это связано с тем, что они даже не знакомы с продуктами пчеловодства. Поэтому хочу, чтобы родители приезжали вместе с детьми посмотреть, как здесь все устроено. Это еще и налаживает контакт между продавцом и покупателем. Вы берете не какой-то бездушный продукт в баночке с наклейкой, а у человека, которого знаете. На его пасеке вы были, заглядывали в ульи. Это совсем другое.
Мне нравится, как люди начинают улыбаться, расспрашивать про пчел, узнавать, как получается мед. После этого даже активнее рассказывают о нас другим. Естественно, нам тоже от этого хорошо — растет клиентская база.

Как открыть свою пасеку
- Не бояться.
Если появилась такая идея и есть желание, то обязательно нужно попробовать. Кажется, что сложно? Да, так и есть. Но это не должно останавливать. - Собрать информацию.
Нужно найти информацию в интернете. К сожалению, литература, которая выпускалась раньше, уже устарела и методы изменились. В старых учебниках много неактуальных советов, поэтому лучше читать специализированные сайты и общаться с теми, у кого есть опыт. - Пробовать.
Начать с небольших объемов, чтобы получить собственный опыт. - Наладить контакт с покупателями.
Приглашать на экскурсии, показывать процесс: снимать фото и видео о том, что происходит на пасеке, чтобы клиент видел, как все проходит, что мед настоящий, а не просто картинка.


