Театральный супермаркет Новоуральска

Театр баловал зрителей частыми постановками и сразу задал себе высокую планку: первыми артистами были солисты столичных театров. В целях секретности они значились работниками комбината, а в графе «Должность» было написано: «Артист цеха такого-то».

В изначально маленьком и неизвестном Новоуральске был построен величественный театр. Хотя в то время посёлок не попадал под критерии для строительства театра такого масштаба. Почему же именно здесь возвели здание, которое больше подходило для столичных городов?

Поговорили с директором и главным режиссёром Театра музыки, драмы и комедии Новоуральска о том, какие сложности у театра в закрытом городе, как привлечь артистов из больших городов и популяризировать Пушкина среди подростков, а также почему билеты раскупают за месяц до премьеры.

Столичный театр в безымянном посёлке

Музыкально-драматический театр в Новоуральске появился благодаря приказу Сталина 5 ноября 1951 года. Вообще театры «полагались» городам с населением от 300 000 человек. А Новоуральск в 1951 году был даже не городом, а безымянным посёлком. Почему же здесь, среди фанерных домиков и размытых дорог, в кратчайшие сроки возвели театр столичного масштаба — с колоннами, мраморной лестницей, арочными окнами и прочими атрибутами сталинского ампира?

Дело в том, что этот театр призван был утолить культурный голод учёной интеллигенции, которая приехала из больших городов. До середины 1950-х годов жители были невыездными, а за досуг в посёлке отвечал только «киносарай», где изредка крутили старые киноленты.

Учёные возмутились, что пока они строят светлое будущее, им не могут обеспечить культурное настоящее. Сталин отреагировал с пониманием. В апреле 1950 года вышло постановление Совета Министров СССР, которое гласило: «В части улучшения культурно-просветительского обслуживания, обязать Главпромстрой Министерства внутренних дел СССР, Стройуправление МВД, Главстрой СССР и Уральскую базу технического снабжения закончить строительство и ввести в действие театр на 700 мест». Представляете, театр был построен всего за 11 месяцев!

Для многих ветеранов — строителей города театр стал символом светлого будущего. Впервые приехав в рабочий посёлок (как правило, это происходило вечером или ночью), затерянный в глуши, думали, что уедут утром же обратно. Но выходя утром из гостиницы, видели театр и понимали: у этого города прекрасное будущее, и оно не за горами.

Театр баловал зрителей частыми постановками и сразу задал себе высокую планку: первыми артистами были солисты столичных театров. В целях секретности они значились работниками комбината, а в графе «Должность» было написано: «Артист цеха такого-то».

Роскошный интерьер театра тоже «с изюминкой»: говорят, когда Лаврентий Берия ехал инспектировать строительство, на станции Свердловск он заметил состав с оборудованием для Новосибирского театра и приказал солдату отцеплять вагоны и везти всё это на станцию Верх-Нейвинск. Служащий возразил: «Меня расстреляют, если я это сделаю». Берия ответил: «Тебя все равно расстреляют».

Увы, что стало с солдатом, история умалчивает, а люстры и бра до сих пор украшают зрительный зал и фойе. 

Первый спектакль «Счастье» был о жизни в самой лучшей стране, о Сталине и воспоминаниях о зверствах фашизма. Постановка полностью отражала настроение зрителей — первостроителей города. С тех пор театр стал центром культурной жизни города. Фаворитами зрителей были оперетты «Поцелуй Чаниты» Ю. Милютина, «Холопка» Н. Стрельникова, «Севастопольский вальс» К. Листова.

В 1968 году театр переименовали в Свердловский областной театр оперетты, а в 2012 году он получил свой нынешний статус — Театр музыки, драмы и комедии Новоуральска. Это значительно расширило разнообразие постановок.

Театральный супермаркет: угодить каждому, не изменяя себе

Мы поговорили с директором театра Андреем Костюшкиным и главным режиссёром Яной Русиновой о специфике работы театра в закрытом городе.

Как вы выбираете репертуар?

А.К.: Это острый вопрос в нашем театре, поскольку он единственный в городе, кроме кукольного. Поэтому мы являемся своего рода «театральным супермаркетом» в лучшем смысле этого слова, где каждый зритель может выбрать постановку по душе. Это сложно — охватывать самого разного зрителя и стараться быть интересными как можно большему числу людей.

Но, судя по тому, что уже за месяц билеты на премьеру не купить, а на постановки приезжают целыми автобусами из соседних городов, нам это удаётся.

У нас представлены все жанры: и мюзиклы, и драмы, и комедии, и классические постановки, и авангардные. Да и оставаться актуальным в небольшом городе — значит всё время придумывать что-то новое. В то же время нельзя повторяться с другими областными театрами, которых в Свердловской области 39.

Андрей Костюшкин и Яна Русинова на премьере мюзикла «Капитанская дочка»

Но мы и не повторяемся — наш заведующий литературной частью Евгений Гаглоев, который по совместительству детский писатель-фантаст, сам пишет для нас спектакли. По его либретто мы поставили уже 10 мюзиклов, многие из которых — любимцы публики: «Последний секрет Шахерезады», «Сорочинская ярмарка», «Ледяной дворец», «Огниво».

У нас есть так называемый портфель постановок, куда обязательно должны входить мюзиклы, драматические спектакли и симфоническое направление — классика или что-то современное.

А самый важный критерий выбора постановки — она должна соответствовать моим нравственным принципам, быть интересна творческому коллективу, чтобы всем приятно было работать над ней.

Что касается каких-то популярных веяний, «хайповых» режиссёров, то за таким мы не гонимся. Я считаю, что безнравственности, непристойностям, мату и разврату не место в театре.

«12 стульев»

Я.Р.: А ещё бывает так, что приходит к нам уже готовый Остап Бендер. И мы понимаем, что нельзя такому кадру пропадать, надо обязательно ставить «12 стульев» под этого артиста. 

Как вы работаете со зрителями? Учитываете ли обратную связь?

Я.Р.: Мы, конечно, анализируем зрительский интерес, но не идём на поводу у публики.

После премьер драматических спектаклей, где зрители и актёры находятся на одной сцене, мы устраиваем обсуждение со зрителями. Конечно, всем угодить невозможно. Например, после пластического эскиза спектакля «В ожидании Годо» Творческой лаборатории Театра Наций зал просто рукоплескал нашим актёрам, и мы сами были в восторге. А один мужчина встал и возмутился: «Я ничего не понял. Да, красиво двигались, пластично, но в театре всё должно быть понятно, кто хороший, кто плохой, что они делают и чем всё это закончилось. А я ничего не понял».

Наши администраторы объединяют всех заинтересованных зрителей в чаты, они обсуждают там постановки, активно общаются.

Есть ли в театре проблема с кадрами из-за «закрытости» города?

Я.Р.: В нашем театре такой проблемы нет. Почта завалена резюме от потенциальных артистов! Причём часто это ребята из больших городов. Например, в этом сезоне талантливый парень из Казани к нам переехал. И мы очень этому рады. Во-первых, молодёжь сейчас прекрасная. По крайней мере, ребята, которые работают у нас. Вот принято ругать сейчас их, а я не соглашусь. Молодые ребята всё схватывают на лету, проявляют творческую инициативу, экспериментируют, а главное — вдохновляют старшее поколение. 

Закрытый город, открытый для высокого искусства

В общем, театр нарасхват и у зрителей, и у актёров! А чем обусловлено такое стремление в ваш театр, как считаете?


Я.Р.: Театральный мир довольно тесен, и обычно все отслеживают успехи друг друга. Мы всегда откликаемся на всевозможные эксперименты, активно участвуем в творческих лабораториях, конкурсах, мастер-классах. В 2021 году мы получили премию «Золотая маска» за нестандартность репертуарного мышления, а в этом году попали в лонг-лист этой театральной премии со спектаклем «Старик и Море» по Э.Хемингуэю режиссера Петра Незлученко.​​. Такая активность и постоянное развитие привлекает артистов, поэтому многие к нам стремятся попасть.

«Старик и море»

А каких артистов театра можете отметить отдельно?

Я.Р.: Много кого можно отметить, но пока расскажу о нашей легенде — Александре Васильевиче Гаврилове. Он ветеран Великой Отечественной войны, играл в нашем театре с 1957 года и до 97 лет выходил на сцену. Все замирали, когда он читал стихи. Возле театра у нас есть сквер и фонтан, мы планируем там поставить скульптуры в память об Александре Васильевиче и народной артистке Ираиде Лихачевой-Куниной. Это был замечательный творческий союз.

«Пушкотека» — вечеринка, одобренная Пушкиным

Как привлекаете в театр молодого зрителя, подростков?

Я.Р.: Вы знаете, в этом нам помогла наша театральная молодёжь. Мы придумали такой формат театральной вечеринки для старшеклассников — «Пушкотека». 

Вообще это довольно сложный возраст, когда с подростками всё ещё общаются как с детьми, хотя они уже не дети. Чтобы найти подход к такому зрителю, мы привлекли наших молодых артистов, и они с большим энтузиазмом включились в создание программы. Поскольку самому старшему из участников было 26 лет, попадание во вкусы подростков получилось стопроцентным. В итоге ребята коллективными усилиями создали яркую «Пушкотеку» — дискотеку, которую мог бы организовать Пушкин. А он, как известно, был не только светилом русской литературы, но и знаменитым балагуром, любителем скабрезных шуточек и «приколов». Пушкин предстал перед подростками именно таким — в образе современного стендапера, готовым на любой «кипеж» и совершенно не терпящим занудство. Его антагонистом и соведущей выступила девушка в роли учительницы. И у них постоянно возникала своеобразная словесная дуэль. Музыкальная программа подбиралась исходя из современного репертуара и получилась довольно разнообразной: популярную танцевальную эстраду типа Niletto разбавили рок-композициями и неофолком.

И представляете, подростки остались в полном восторге и от вечеринки, и от артистов! В итоге они стали нашими постоянными посетителями, специально отмечают, где их любимый актёр играет, и приходят на постановку.

А совсем маленьких зрителей как привлекаете?

Я.Р.: У нас есть небольшие добрые сказки для маленьких, но в доковидные времена детский репертуар был гораздо шире, мы продавали целые абонементы на детские и семейные спектакли. Сейчас надо работать над возвращением малышей в театр, чтобы вернуться к показателям, которые были до пандемии.

Спектакль «Серебряное копытце»

Обмениваетесь ли вы опытом с коллегами из других атомных городов?

А.К.: Да, конечно, у нас своя ассоциация театров закрытых городов. Мы часто встречаемся на мероприятиях, у нас даже есть закрытый чат. Вообще театральное братство очень тёплое, мы активно и плодотворно общаемся с коллегами по всем вопросам и открыто делимся опытом. Театр — это целый мир, и развивать его без опыта коллег было бы сложно.

Надёжное плечо «Росатома»

Как вам помогает «Росатом»?

А.К.: Программа «Территория культуры Росатома» — наш флагман, который на протяжении многих лет оказывает всестороннюю поддержку театрам в городах присутствия. И нас очень радует, что к нам прислушиваются.

Так, на наш запрос по развитию компетенций работников театра родился проект «Театр Наций — театрам атомных городов» при поддержке «Росатома». В рамках этого проекта к нам в театр приезжают специалисты различного профиля и за неделю интенсивной работы развивают новые компетенции у наших артистов. По итогам этой работы всегда рождаются спектакли-эксперименты. Такое обучение очень многое нам даёт, и в какой-то степени эта работа помогла нам прийти к «Золотой маске», которую мы получили в 2021 году.

Театральная премия  «Золотая маска»

Также «Росатом» быстро подхватил инициативу руководителя духового оркестра Геннадия Соколова, который основал фестиваль «Новоуральские фанфары». Последние 15 лет у фестиваля всероссийский статус, и 13 из них он проходит при поддержке «Росатома».

А в 2022 году нас выбрали стартовой площадкой для нового проекта «Свежий взгляд», который стал результатом сотрудничества «Территории культуры Росатома» с ГИТИСом. По задумке этого проекта студентам ГИТИСа предоставляют возможность поставить спектакли на сценах театров закрытых городов «Росатома». Театр обеспечивает актёров и декорации, а «Росатом» берёт на себя расходы по билетам и проживанию студентов. Так, всего за полтора месяца творческого союза у нас родился «крафтовый» душевный спектакль с искромётным юмором по рассказам Михаила Зощенко «Человек — не курица», который до сих пор собирает полные залы.

Так что мы очень чувствуем плечо «Росатома», это наш надёжный партнёр.

Автор статьи:
Вероника Кузнецова
Содержание:
Поделиться: