Поговорили с ансамблем о его творчестве, редких музыкальных инструментах и о том, как правильно слушать фолк-музыку.
Когда речь заходит про народные песни, большинство из нас вспоминают «Во поле берёза стояла» и «Калинку-малинку», но фольклор ими не заканчивается. Фолк-коллектив «Здесь и сейчас» из Соснового Бора тому подтверждение: он исполняет разнообразные напевы предков. Чтобы звучание было ярким, добавляет к ним аккомпанемент австралийского диджериду, испанского кахона, шаманского бубна, ханг-драма, скрипки и ещё целой палитры инструментов, не свойственных ансамблю народной песни.
Мы попросили руководителя коллектива Любовь Муратову и музыканта Никиту Малова рассказать, каково это — заниматься фольклором в XXI веке.
«Мы изучаем, как звучит мировая деревня»
Коллективу «Здесь и сейчас» всего пять лет. Сначала это был небольшой проект: музыканты собрались, чтобы сделать несколько совместных композиций. Потом поняли, что им нравится творить вместе. Несмотря на занятость, участники находят время, чтобы выступать, репетировать и создавать новые номера. Сейчас у коллектива есть хорошая репетиционная база, репертуар, творческие наработки — это уже не разовый проект, а полноценный ансамбль.
«Вместе мы создаём музыку, которая существует только здесь и сейчас. Завтра та же самая композиция будет звучать по-другому: её придут слушать другие люди, изменится погода или мы будем выступать в новом зале. Так и появилось название ансамбля: каждый миг совместного творчества уникален, и мы это ценим».
Любовь Муратова, руководитель коллектива «Здесь и сейчас»
Что было до «Здесь и сейчас». Раньше Любовь Муратова руководила фольклорным ансамблем «Хмель». Артисты ездили в этнографические экспедиции в разные регионы страны и собирали материал для выступлений: записывали народные песни, слушали рассказы об обычаях и традициях, изучали костюмы и танцевальные движения. Затем творчески перерабатывали услышанное и создавали номера. Они были адаптированы для сцены, но всё в них соответствовало исконной культуре.
«Хмель» просуществовал 34 года, участники постарели — в прошлом году ансамбль распустили. Но его эстафетную палочку подхватила группа «Здесь и сейчас». Коллектив использует наработки, которые когда-то привезли из экспедиций артисты «Хмеля». Так, в репертуаре «Здесь и сейчас» есть песни народов, которые раньше населяли Сосновый Бор. В трёх километрах от города есть деревушка Калаши, или, как она называлась раньше, Хива. Здесь жили представители ингерманландской культуры. Артисты ансамбля «Хмель» часто там бывали и опрашивали старожилов. Этот материал коллектив «Здесь и сейчас» превратил в сценические номера.
Ингерманландцы — народ, проживающий в Северо-Западном регионе России, относится к финно-угорской этнической группе. Ингерманландцы расселились у берегов Финского залива и в районе Карельского перешейка после Русско-шведской войны 1610–1617 годов. Фольклор состоит из женских причитаний и плачей, а также танцев под частушки — рёнтюшек.
Коллектив выступал на фестивале «Живой родник» с композицией «Ай, я вы цыгане». Источник — видео из личного архива Любови Муратовой
Какую музыку исполняет коллектив. Коллектив творчески перерабатывает этническое звучание, чтобы оно было ярче и многограннее. Например, музыканты могут добавить в обрядовую песню новый инструмент. Всё происходит интуитивно — участники пробуют и смотрят, раскрывается композиция по-другому или нет.
«В рекрутской песне “Сормовская” речь идёт о дороге, по которой молодых людей провожали на воинскую службу. В композицию мы добавили партии австралийского диджериду и ханг-драма. Хотя к традиционным русским народным инструментам ни тот ни другой не имеют отношения, их звучание не кажется инородным — как будто так всегда и было».
Любовь Муратова, руководитель коллектива «Здесь и сейчас»
Диджериду — духовой музыкальный инструмент аборигенов Австралии, похож на длинную трубу. Размер может достигать 3 метров.
Ханг-драм — ударный музыкальный инструмент, состоит из двух металлических куполообразных частей. На нём играют пальцами или кистями.
Коллектив «Здесь и сейчас» придерживается мысли, что вся Земля — «мировая деревня». Заниматься фолк-музыкой — значит изучать это глобальное поселение. Поэтому в репертуаре есть ирландские и финские песни и даже индийские мантры.
Участники считают, что жизнь у многих народов мало отличалась: все они заботились об урожае, сватались и женились, растили детей. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в нижегородском и африканском фольклоре можно обнаружить общий корень, например мотив заботы о родных. Раз есть точки соприкосновения, значит, и народные инструменты вполне можно переплести. Так, соединяются испанский кахон и армянский дудук в русской песне — и получается новая мелодия.
Кахон — ударный музыкальный инструмент, похож на деревянный ящик. Музыканты сидят на нём и стучат ладонями по передней части, как по барабану.
Дудук — древний армянский духовой инструмент, похож на деревянную трубку с отверстиями. Звучит мягко и мелодично.
Какие инструменты можно услышать в композициях. У коллектива разнообразная инструментальная палитра. Если собрать все инструменты вместе, получится целый автобус. Не все они используются разом — в одной композиции обычно задействовано только несколько.
В песнях можно услышать русские народные инструменты: гармошку, балалайку, ложки, жалейки, свирели, рожки. А ещё музыканты активно играют на этнических инструментах из других регионов, стран и континентов. Это могут быть испанский кахон, ханг-драм, волынка, шаманский бубен, рамочные барабаны. Сейчас, например, осваивают колёсную лиру.
Колёсная лира — струнный музыкальный инструмент, чем-то напоминающий скрипку. Роль смычка выполняет небольшое колесо.
«Когда к нам приходят музыканты из академической среды, у них случается культурный шок. Их много лет учили играть на инструменте строго одним способом. А у нас свобода самовыражения: люди ищут новое, начинают иначе ставить инструмент, переворачивать его, по-другому извлекать звуки».
Никита Малов, музыкант коллектива «Здесь и сейчас»
«На концертах стирается грань между прошлым, настоящим и будущим»
Выступления «Здесь и сейчас» проходят редко. Коллектив сосредоточился на репетиционном процессе: ищет новые мотивы, слушает, примеряет к себе, придумывает партии для инструментов.
Музыканты любят камерные выступления в небольших залах: в музеях или библиотеках. Они всегда проходят в уютной обстановке — во время песни можно заглянуть каждому слушателю в глаза и увидеть, что люди чувствуют. Так в зале происходит энергообмен.
Кто слушает этническую музыку. На концерты приходит самая разная публика: и молодёжь, и пожилые. «Здесь и сейчас» всё ещё ищет своего слушателя.
Есть люди, которые следят за творчеством коллектива. В основном они связаны с фольклором: изучают, собирают его или просто интересуются. Такие слушатели понимают, что весь концерт придётся работать над собой: вслушиваться в тексты, разбираться во вложенных в песню эмоциях.
«Иногда слушатели поют с нами. Мы любим такие моменты, потому что в зале создаётся особая атмосфера. Как будто здесь и сейчас мы вместе создаём музыку. Стираются грани между прошлым, настоящим и будущим — есть только песня. Она объединяет живущих сейчас людей и тех, кто ушёл много веков назад».
Любовь Муратова, руководитель коллектива «Здесь и сейчас»
О чём ансамбль разговаривает со слушателями. Коллектив поёт про истории из обычной жизни, которые происходили сотни лет назад. Купальские или пасхальные песни, материнский плач, сватанье — ничего из этого сейчас не делают. Современному слушателю трудно понять, что чувствовали люди тех времён, но музыканты ему в этом помогают.
На концертах музыканты рассказывают о песнях, которые поют. Чтобы слушатель мог почувствовать композицию, ему нужно знать, кто и когда её исполнял. Это не всегда очевидно, так как повседневность отделена от фольклора сотнями лет. За это время изменился язык, да и жизнь стала другой.
Многие образцы народного творчества затерялись в веках и не дошли до наших дней. Этот пласт народной культуры передают из уст в уста, поэтому потери неизбежны. Хотя некоторые песни ещё поют в деревнях, далеко не всё удаётся сохранить в фольклорных библиотеках. Поэтому музыканты стараются как можно больше рассказать слушателю, поделиться тем, что знают сами.
«Выглянешь утром в окно, и сразу хочется запеть — такая у нас природа»
Участники коллектива нежно любят Сосновый Бор и природу вокруг него, которая располагает к созданию музыки. Говорят, стоит выглянуть в окно — в душе играет мелодия и хочется петь. Наверное, поэтому в городе так много творческих коллективов. Если зайти в центр развития личности «Гармония» — репетиционную базу ансамблей, — можно услышать самые разные мотивы в любое время.
«Мы не замечаем ограничений от того, что творим в атомном городе. Сосновый Бор не закрыт для въезда — любой житель РФ может попасть к нам совершенно свободно. Поэтому нет никаких препятствий, чтобы приехать на наш концерт или просто в гости».
Любовь Муратова, руководитель коллектива «Здесь и сейчас»
Коллектив ещё не достиг той известности, когда люди покупают билеты на концерт сразу, как видят название «Здесь и сейчас». Поэтому музыканты рассказывают о выступлениях, привлекают к ним внимание горожан. Самым преданным слушателям на концертах вручают подарки. На вопрос «Какие именно?» участники ансамбля не отвечают прямо: говорят, стоит прийти на выступление и узнать самому.
Как коллективы атомных городов общаются друг с другом. В атомных городах мало этнографических ансамблей — со всеми коллектив поддерживает дружеские отношения. Например, в Нововоронеже есть фолк-коллектив «Хутор Духовской». С музыкантами из этой группы «Здесь и сейчас» не только общается и обменивается идеями, но и проводит совместные концерты. Когда «Хутор Духовской» приезжает в Сосновый Бор, ансамбли составляют большую концертную программу. В ней обязательно есть номера каждого коллектива и совместные композиции.
Кроме этого, «Росатом» ежегодно проводит музыкальный фестиваль для творческих коллективов АЭС и их семей — он называется «Живой родник». Мероприятие длится три дня. За это время участники из разных городов успевают познакомиться и даже договориться об общих проектах.
«В 2023 году “Живой родник” проходил в Десногорске. Мы в составе делегации Ленинградской АЭС привезли оттуда Гран-при. Наши инструменты — их количество и разнообразие — настолько заинтересовали другие ансамбли, что пришлось провести для них небольшой импровизированный концерт».
Никита Малов, музыкант коллектива «Здесь и сейчас»
«Хотим сделать программу со сказками»
«Здесь и сейчас» пока ещё молодой коллектив, и громко заявлять о творческих планах — слишком амбициозно. Вместо этого ансамбль делится своими мечтами. Например, сделать несколько программ для разных возрастов: для молодёжи, школьников и малышей — для последних хотят придумать сказки под аккомпанемент этнических инструментов. Так музыканты познакомят слушателей ещё с несколькими видами этнической культуры и покажут, что фольклорная музыка — это не только ложки, гармошка и частушки. Участники уверены: она многогранна, и именно в программах для разных возрастов это можно будет увидеть в полной мере.