«Я пришёл ко всему тому, чего хотел, но оказалось, что мне это не надо», — интервью с редактором «Неманских вестей» Русланом Смолиным

Руслан Смолин 10 лет работал в филиале ВГТРК (ГТРК «Калининград»), был и корреспондентом, и телеведущим, и шеф-редактором, выпускал авторскую программу о Балтийском флоте, выходил в том числе в прямой эфир на столичном телеканале. Теперь руководит муниципальной газетой на востоке Калининградской области. Вместе с этим развивает группы в соцсетях, а в свободное время увлекается фото- и видеосъёмкой. На его жестких дисках уже десятки тысяч снимков, которые смело можно считать фотолетописью Янтарного края.

Жизнь в столице — это не только амбициозные задачи, карьерный рост и комфортный сервис. Чем крупнее город, тем выше темп и меньше времени на размышление, приносит ли пользу этот опыт. 

Обложка: из архива героя 
Иногда город с населением в девять тысяч человек даёт больше возможностей для профессионального роста и обучения новому, чем Москва. Поговорили с редактором Русланом Смолиным о переезде в Неман, аудитории провинциальных газет, уходе из крупнейшего в стране медиахолдинга и о том, стоит ли выбирать одну профессию делом всей жизни. 

«Неман для меня всегда был близким и знакомым городом» 

Родился и вырос в Советске, который расположен в 10 километрах от Немана. В соседний город мы с друзьями ездили на дискотеку, чтобы побывать в немного другом мире, познакомиться с девчонками на танцплощадке, а иногда и выяснить с местными мальчишками, кто из нас круче. 

Неман для меня всегда был близким и знакомым городом. Это место рядом с домом мамы. Когда устроился на телеканал «Россия 1», переехал в Калининград. Ритм был такой, что иногда по три месяца не удавалось навестить маму. Хотя на машине из областной столицы до Советска всего полтора часа.

За почти 10 лет работы в калининградских «Вестях» прошёл путь от корреспондента до шеф-редактора службы информационных программ. Стоял у истоков раскрутки соцсетей канала, вплотную занимался его порталом. Вместе с этим ездил на съёмки сюжетов, работал в кадре. Написал сценарии и снял несколько сезонов передач про службу на Балтийском флоте. Это был совместный проект ГТРК и Минобороны, который имел хороший рейтинг. Аналогичных телепроектов на тот момент в регионе не было (есть ли сейчас?!). На одной неделе снимал, на следующей был шеф-редактором и готовил к эфиру очередной выпуск «Служу на Балтике. Служу России».

Каждую новую программу «Служу на Балтике. Служу России» ждали и военнослужащие, и гражданские. Фото: архив героя 
Так уж устроен мой внутренний я, что мне нужно движение вперед. Достиг какой-то планки, надо двигаться дальше, а если на нынешнем месте перспективы нет, то надо что-то менять. Жить по накатанной долго не могу. Разве что месяц, два, три, максимум год. Поэтому когда товарищ из Москвы рассказал о вакансии на одном из столичных телеканалов, то долго думать не стал.

Там проработал всего пару месяцев. А стремился к этому, считай, 15 лет. Чётко помню, как однажды смотрел новости и мелькнула мысль: «Хочу так же». И вот позади полтора десятка лет, а я на федеральном ТВ рассказываю о «Спасской башне». Пришёл тогда ко всему, чего хотел. Но оказалось, что мне это не надо.

Ну вот я в столице, снимаю сюжеты, делаю новости, выходят они не в Калининграде, а в Москве. Это не дало мне каких-то особых ощущений. Да, охваты аудитории другие, лица другие, а остальное всё прежнее. Хорошо, что на осознание этого потребовались не годы, а весьма короткий период. И как только это понял, то решил не тянуть. Пришёл к главному редактору, написал заявление и через неделю рыбачил на Шешупе (чистейшая река на востоке Калининградской области).

На главном региональном телеканале Руслан прошёл путь от корреспондента до шеф-редактора информационной службы. Фото: архив автора 
В жизни бывает всякое. Тогда столичная суета больше угнетала, чем давала новые силы. Ничуть не пожалел, что вернулся в родной регион.

К тому, что приходилось бы тратить по три-четыре часа на дорогу, привыкнуть со временем было бы можно. Да, не стану спорить, размах там другой. Масштабы даже проходных новостных тем гораздо шире и работать с ними намного интереснее. Сегодня ты рассказываешь о фестивале на Красной площади, завтра встречаешь олимпийских чемпионов в аэропорту, а потом летишь делать сюжет за границей. Ты общаешься с теми людьми, которых раньше сам видел лишь по телевизору. Но вот только всего этого оказалось мало, чтобы удержать меня.  

Суета большого города пыталась меня «съесть». Ещё раз такого же не хотелось. Поэтому, вернувшись в область, не спешил смотреть работу именно в Калининграде. О вакансии редактора в Немане мне рассказала знакомая. К тому времени я уже отправил в различные организации своё резюме. Были предложения и от крупных компаний, где люди и задачи довольно высокого уровня. Ко всему этому отнёсся спокойно. 

Если бы в 2000-х годах мне предложили работать в пресс-службе какой-либо крупной компании, я бы сказал: «Да-да-да». А сейчас 10 раз подумаю над таким приглашением. Потому что это будет ритм пресс-релизов и сотен отчётов. 

За предыдущие 10 лет амбиции, которые были, я удовлетворил. Предложений, которые стали бы для меня чем-то действительно новым, пока не получал. Признаюсь, я уходил не из ГТРК на другой телеканал. Тогда я менял уклад жизни, который перестал устраивать.

«Поначалу мне было очень сложно» 

В Калининградской области больше 20 муниципалитетов. Есть отдельные города, есть округа, включающие в себя десятки посёлков. Газета, в которую, можно сказать, попал случайно, читают жители Немана и ещё почти полсотни сёл. 

Когда пришёл в «Неманские вести», то понимал, что здесь уже сложившийся коллектив, где люди работают годами и десятилетиями. Верстальщики делают макет по 10–15 лет, корреспонденты пишут 20 лет. Все они знают своё дело и город, в котором живут.

Поначалу мне было очень сложно. Зачастую в провинциях (да и не только) люди годами «варятся» в том, что у них есть. Это обычное дело. Но я пришёл не отсиживаться, а улучшать процесс. Откровенно говоря, у газеты в октябре 2021-го не было никакого дизайна. «Светофор» шрифтов и цветов на одной странице. Фотографии с десятком людей, но размером со спичечный коробок. Смотришь на такой снимок, лиц не разглядеть, да и понять невозможно, где вообще это снято. А ведь у нас много читателей почтенного возраста.

Встречают по одёжке. Это общеизвестный факт. Даже самый крутой текст можно «утопить», если он не имеет должного оформления.

Потребовалось время, чтобы «причесать» газету, привести все страницы к одному стилю. Помогло то, что я сам умею верстать. Начинали с основ, показывал верстальщикам, что можно сделать иначе.

Первое, за что у читателя цепляется взгляд, это фотографии. Районные газеты не могут себе позволить в штате фотографа, а требовать от корреспондентов профессиональных снимков было бы глупо. Выйти из ситуации помогло то, что занимаюсь фотосъёмкой со школьных лет. В ущерб своему времени стал делать репортажи для газеты. Одновременно с этим рассказывал и корреспондентам о том, как фотографировать, чтобы снимок был говорящим.

Размеры фото на полосах мы увеличили и получили ожидаемый отклик. Люди звонили, благодарили при встрече за эти изменения, рассказывали, что фотографии своих близких и знакомых вырезают и складывают в папку. 

Благодаря качественным фотографиям газета «Неманские вести» стала яркой и красочной. Фото: архив героя 

Ещё есть такой момент. В районных газетах, например, вместо «Иван Левашов» любят писать «И. С. Левашов». Так было и в «Неманских вестях». Почему кто-то должен догадываться, кого журналист спрятал за инициалами? В обычной жизни мы же так не общаемся. Там зачем издеваться над читателем?

Есть и ещё одна распространённая ошибка, которую допускают корреспонденты муниципальных изданий. Очень много в их текстах «чиновничьих» слов. Стиль таких публикаций больше похож на плохой пресс-релиз. Наверняка вы встречали текст, у которого из трёх абзацев два — перечисление участников. А когда ко всему этому его выдают без подзаголовков, то читателю трудно переварить эту «простыню». Открываешь страницу, а там фото размером с напёрсток и 100 500 букв. Захочется такое читать? Мне — нет.

Суетиться с людьми гораздо интереснее, чем заниматься отчётами и писать релизы 

Когда ты работаешь в районной газете, нельзя сказать, что у тебя много свободного времени. Но это суета другого уровня. Никогда не использую слово «руководить», потому что люблю творческий процесс и сам в нём участвую: так и остальным понятнее, как его вижу. Есть начальники, которые стучат указкой по столу. Я другого склада. Можно долго кричать: «Ты делаешь неправильно!» Но так и не добиться «правильного» результата. А можно взять и показать, как сделать лучше. Такой метод работает гораздо эффективнее, чем указка. При этом важный для меня момент — если сотрудники выполняют свою работу с желанием, а не ради галочки, то всё получится. В нашей редакции созданы отличные условия, чтобы можно было трудиться без нервяка.

По понедельникам собираемся с командой и планируем материалы на неделю. Для меня важно то, как думают люди. Необычная подача, заголовок — всё рождается вместе. Придёт время, и я буду работать в другой компании, возможно, даже в несколько иной сфере. Но мне хотелось бы, чтобы в нашей «районке» не поломалось то, что мы строили последние годы. 

Рад тому, что наступил момент, когда коллеги разбирают свои ошибки, самостоятельно стараются понять, что можно сделать лучше. Обращают внимание на то, что раньше нередко пропускали. Раз процесс выстроен именно так, значит, приложенные усилия были не напрасны.

«Газеты читали и будут читать»

Мы подаём материал не в пустоту, а людям, которые читают газету десятилетиями и ждут вестей о своём городе или посёлке. Коллеги из Калининграда пытались меня убедить, что газеты в наше время никто не читает. Читают даже в больших городах, хотя, конечно же, уже не так активно, как во времена, когда не было интернета.

Сейчас есть возможность выбирать источники информации, но и газеты выписывают, и телевидение смотрят, и в театры ходят. Это всё актуально, и, уверен, так ещё будет долго. Я приезжаю в другие маленькие города в других регионах страны и вижу, что театр называется иначе, у газеты незнакомая «шапка», а жизнь этих СМИ и их миссия точно такая же, как у нас.

В районах, особенно отдалённых, газета — порой единственная возможность узнать, что происходит вокруг. Есть посёлки, где даже нормально позвонить нельзя. Поэтому «Неманские вести» для людей — местная «бумажная» версия интернета.

Тираж и настоящее количество читателей — разные вещи. Мы выпускаем 1500 экземпляров. Но читают нас гораздо больше людей. В семье в среднем три-четыре человека, и все они так или иначе видят выпуск. Плюс к ним приходят гости, газета лежит на столе. Затем она перемещается в гараж или на дачу. В итоге с выпуском взаимодействует минимум 5000–6000 человек, что составляет треть населения района. Не в каждом современном паблике такой охват.

Кстати, раз уж зашла речь про сообщества в интернете. Вот уже больше года, как все госучреждения должны иметь свою страницу в социальных сетях. У «Неманских вестей» был «мёртвый» аккаунт в 200 подписчиков. Мы смогли дать этой группе вторую жизнь. За год подписчиков стало почти в четыре раза больше. Для тех, кому удобнее читать «НВ» в электронном виде, мы выпускаем pdf-версию. В общем, живём с учётом современных тенденций, не ограничиваясь только печатными тиражами.

Хотелось бы делать и подкасты, есть технические возможности для этого. Собрал даже несколько выпусков, но не разорваться на всё, а найти людей сложно и в мегаполисах.

Лучший путь вхождения в СМИ — поработать на радиостанции 

Когда мне было 15 лет, в Советске открыли одну из первых на востоке области FM-радиостанцию – «Радио Экспресс». Во многих домах ещё работало проводное радио, а у меня не было даже телефона.

Поздравления, прямые эфиры, программы, концерты — радио заменяло современные соцсети. Уже тогда я понял, что мне всё это нравится, хотя и казалось чем-то недостижимым. Через пару недель любопытство меня одолело, и я пошёл в телефонную будку, с таксофона набрал номер станции, сказал, что слышал о поиске радиоведущих. Что в ответ? Меня позвали на собеседование. Признаться, скорее, я ожидал услышать что-то такое: «Мы уже взяли человека». Потому что тогда не пришлось бы волноваться. А мне пришлось.  

В офисе радиостанции «взрослые дядьки» дали листок с небольшим текстом. Помню до сих пор его формат. Там и длинные предложения, и сложные слова — для школьника это было что-то невообразимое. Полчаса я ходил по коридору, бурча под нос и представляя, как сейчас буду произносить всё это вслух. А когда шеф узнал, что я окончил музыкальную школу, то меня ещё и отправили на прослушивание в областной колледж культуры и искусства пообщаться с преподавателем, который бы поставил точку в вопросе «радийный» у меня голос или нет. Тяжёлый был день, но домой я возвращался с улыбкой до ушей: «Меня взяли на радио!»

Научить сотрудников новому лучше всего получается на личном опыте. Фото: архив автора 

Всегда говорил и буду говорить, что очень многое зависит не от места, его названия или истории. Решающий для меня фактор — атмосфера в коллективе. Там был потрясающий коллектив. Они отнеслись ко мне не как к ребёнку, а действительно всему учили и помогали.

Считаю, что поработать на радиостанции — лучший путь вхождения в СМИ. Тут ты учишься одновременно выходить в прямой эфир, мыслить и общаться с аудиторией. Это помогает развить навыки коммуникации, креативность и умение адаптироваться к различным ситуациям.

На радио научился понимать и слушать звук не на уровне «красиво», а как инструмент, с помощью которого можно управлять вниманием и передавать информацию. 

«Мне всегда было интересно пробовать новое» 

После радио меня занесло в газету Советска. Работал верстальщиком, то есть косвенно уже тогда соприкасался с текстами. В начале 2000-х, когда там появился интернет, меня заинтересовало, как делают сайты. Спустя годы вновь задался вопросом, почему в городе с населением больше 40 тысяч человек нет новостного портала достойного уровня. И я сделал его. Это история для отдельной публикации. Быстро не расскажешь. Но если в двух словах, то портал вырос. О нём стали говорить не только в Советске, его начали цитировать и региональные СМИ, и даже федеральные. 

Из фотографий, сделанных Русланом, получится составить летопись Калининградской области. Фото: архив автора 

Позже калининградские коллеги мне рассказывали, что начинали утро с того, чтобы открыть мой новостной сайт и узнать о событиях на востоке области. Со стороны могло казаться, что за проектом стоят четыре-пять человек как минимум, но большую часть работы долгие годы делал один. Было время, когда в команде состояло ещё несколько людей. Они помогали, несмотря на то что проект был не коммерческий.

Портал заметили на региональном телевидении, и мне предложили стать собкорром ГТРК по востоку области. Честно сказать, сильно на ТВ меня не тянуло. Но ведь и менять ничего не требовалось, переезжать не надо, а пробовать что-то новое мне всегда было интересно. 

«Если вы можете заниматься чем-то ещё, занимайтесь. Это обязательно пригодится» 

Когда меня спрашивают, сколько надо учиться, чтобы стать редактором газеты, то отвечаю примерно так: «Всю жизнь, и этого будет мало». Весь опыт, который когда-либо получал в любой сфере, мне пригодился. Поэтому продолжаю учиться дальше, искать новые интересные для себя области. 

От журналистики в привычном виде я устал. Стараюсь находить возможность, чтобы отвлечься от трудовых будней: фотографирую, снимаю и монтирую видео, развиваю тематические группы в соцсетях. Я получаю удовольствие от того, что сделал крутую картинку, которая нравится другим. Фотография физически забирает время, но морально позволяет отдохнуть.

Многое из того, что снял, лежит в столе, нигде не публиковалось. Люди на моих документальных снимках уже давно выросли, у них свои семьи, а на фотографиях они — дети. 

В прошлом году у нас была презентация района в областной Думе, и периметр зала оформили моими снимками. Каждый из тех съёмочных дней не забыть. Помню, как бывало лень вставать рано утром в выходной день, но листва могла осыпаться, и хотелось успеть сделать красивый кадр. 

Для того, чтобы снять 25 кадров для выставки, потребовались годы. Фото: архив героя
Когда видишь даже одного зрителя, который рассматривает твой снимок, это вдохновляет делать что-то новое. Ты создавал историю, и она пригодилась для чего-то большего. 

Последние несколько лет в Калининградской области стремительно развивается киноиндустрия. Здесь снимают и сериалы, и полнометражные фильмы. Местные жители — часть этого процесса как в техническом исполнении, так и творческом. Пробую себя в качестве актёра. Сыграл полицейского во втором сезоне «Оффлайн». Я был лишь в одном эпизоде, но это не массовка, а игровая роль, то есть со словами. Ещё в двух короткометражках был актёром-эпизодником. А в феврале сыграл главную роль в коротком метре «Шарлатан», который снимали для фестиваля федерального проекта ArtMasters. Это потрясающий опыт. 

Только такая коллаборация всего и вместе позволяет не выгорать на основной работе. Но! Если бы у меня осталось лишь одно творчество, то со временем оно бы тоже начало отталкивать. 


Стадион «Неман»: новый облик, новые возможности. В 2024 году стадион «Неман» ждет масштабное обновление благодаря совместным усилиям госкорпорации «Росатом» и топливной компании ТВЭЛ. После реконструкции стадион станет современным спортивным центром с новым цифровым табло, обновленными трибунами и раздевалками, а также улучшенной инфраструктурой для занятий различными видами спорта.


Автор статьи:
Наталья Мерзликина
Содержание:
Поделиться: