Ирина Милушкина — редкий пример человека, который с детства знал, чем хочет заниматься, и всю жизнь к этому шел, оттачивая свое мастерство с разных сторон. Ее методика преподавания состоит из глубокого знания языка, тонкого психологического подхода, оригинальной философии преподавания и бесконечной любви к делу.
От игрушечных учеников — к реальным
Я начала изучать английский во втором классе в качестве спецкурса. Поскольку это был не основной предмет, я воспринимала его как что-то особенное. С тех пор это чувство особенности по отношению к английскому никогда меня не покидало. С первого урока он стал моим любимым предметом. Почему? Во-первых, атмосфера: наша учительница всегда умела зажечь искру интереса, чего не было на других уроках. Для нее это был первый проект, и она старалась сделать уроки запоминающимися. Она придумала систему мотивации: нам начислялись баллы за работу на уроке. В конце четверти мы могли выбрать себе небольшие призы в соответствии с количеством заработанных баллов. А рекордсмен по количеству баллов наделялся правом выбрать себе приз первым.

Немаловажным фактором особенности английского для меня были учебники: новые, яркие, с множеством красивых картинок, их было приятно держать в руках. Грамматику и упражнения дополняли интересные живые рассказы о наших сверстниках из англоговорящих стран, занимательные факты об окружающем мире. Я до сих пор помню некоторые страницы этих учебников, нарядную обложку.
Английский мне давался легко: конечно, приходилось что-то учить, но для меня это было в радость. Я с особым удовольствием чертила таблички, выделяла цветом в тетрадке правила, чтобы было легче запоминать. Хотя это не мешало мне иногда «забивать» на домашние задания, из-за чего в четверти могла быть четверка. Тем не менее экзамены и контрольные работы я сдавала на отлично.
Так получилось, что я стала преподавать английский еще во втором классе. Правда, моими учениками тогда были игрушки: я рассаживала их на диване, доставала яркие учебники, учила с ними слова, писала диктанты. Я воспринимала тогда английский как что-то волшебное, и мне хотелось этим делиться. Верно говорят: хочешь запомнить информацию — поделись ей с кем-то.

С тех пор у меня уже никогда не было сомнений, кем я хочу стать. Со второго класса, когда бы меня ни спросили о планах на будущее, я уверенно отвечала, что стану учителем английского языка. Я поступила в вуз Санкт-Петербурга, и на третьем курсе у меня появились не игрушечные, а настоящие ученики. Интернета еще не было, поэтому я писала от руки объявления и расклеивала их по району. Первый запрос от учеников был на помощь с домашними заданиями, но спустя время я поняла, что это не дает никакого прогресса. Ведь, по сути, домашнее задание они делали для учителя. А для прогресса нужна в первую очередь языковая практика, которую не предоставляют в школе. Пожалуй, это осознание стало для меня первым важным профессиональным уроком, когда я поняла, что для результата, которого ждут ученики и их родители, требуется нечто большее.
После окончания университета я вернулась в родную школу преподавать английский язык, как и задумала во втором классе. Но чем больше я работала, тем яснее понимала, что по-настоящему эффективному педагогу недостаточно знания языка и базовой методики преподавания. Увидела, как по-разному дети воспринимают материал, как важно найти подход к каждому, как бывает сложно выстроить диалог с родителями учеников, и поняла, что мне не хватает инструментов. Тогда я пошла учиться на психолога.
Мне казалось (и время подтвердило мою догадку), что ключ к потрясающим результатам (а мне хотелось именно таких) в обучении лежит на стыке этих двух дисциплин, то есть нужно глубокое знание языка и понимание личности ученика. Мне хотелось не просто преподавать грамматику и учить раскрывать скобки в домашних заданиях, а находить общий язык со студентами любого возраста, выстраивать доверительные долгосрочные отношения, создавать среду, где обучение становится естественным и радостным.
Дарить ученикам крылья
Я поехала на обучение в Лондон, где погрузилась в английский с головой. Занятия длились с 9 утра до 9 вечера с небольшим перерывом. В какой-то момент я поймала себя на мысли, что иду по улице и думаю на английском языке без усилий, естественно. Для меня это был вау-эффект. Я с интересом наблюдала, как построен процесс обучения в Лондоне: после уроков оставалось ощущение праздника, увлекательного путешествия, а не рутины. И мне хотелось привнести эту атмосферу в свои уроки. Помню, больше всего меня тогда поразило то, что можно говорить на английском языке и не фокусироваться на ошибках. Наоборот, большое внимание преподаватели уделяли сильным сторонам.

Однажды нам задали написать эссе, которое тогда было сложным для моего уровня. Когда учитель после проверки вернул мне работу, я ожидала увидеть плохую оценку и изобилие красных указаний на мои ошибки (в общем, страх каждого школьника). Каково же было мое удивление, когда преподаватель расписал все мои сильные стороны! Я до сих пор помню это ощущение: как будто мне подарили крылья. Это в корне отличалось от того опыта, что у меня был раньше во время обучения. Я поняла, что хочу дарить своим ученикам такое же ощущение выросших крыльев за спиной.
My English House
Вернувшись домой вдохновленная, наполненная новыми впечатлениями, я сложила воедино все пазлы опыта и поняла, что у меня есть все для того, чтобы уйти из найма и открыть школу. В 2017 году я организовала своих студентов в небольшие группы по уровню знаний. Название для школы я подобрала теплое и уютное — My English House, — чтобы передать атмосферу занятий, где все располагает к изучению языка в удовольствие. Я поставила задачу организовывать уроки, вдохновляясь лучшим из того, что знаю и видела. Мне хотелось, чтобы студенты чувствовали легкость в обучении, видели прогресс и перспективы на будущее.
Сначала в моем распоряжении был один кабинет с маленьким холлом. Родителям в ожидании детей даже негде было присесть, но никто не высказывал претензий. Я с большой любовью и вниманием выбирала оборудование для кабинета, вкладывала душу в каждую деталь.
Поскольку я воспринимала школу не как бизнес-проект, а как дело, которое люблю, у меня сначала не было мыслей о команде. Первая коллега пришла ко мне сама: она недавно переехала в наш город, узнала о моей школе, и оказалось, что у нас одинаковые взгляды на преподавание языка. Мы быстро подружились, и она до сих пор работает в моей команде.

Школа стала расширяться стремительно: количество учеников росло в геометрической прогрессии, и я, будучи в первую очередь преподавателем, а не руководителем, не успевала разобраться во всех юридических, налоговых и кадровых вопросах. Это было напряженное время, но для роста сложности неизбежны. Второй кризисный период, который тоже способствовал переходу на новый уровень, связан с пандемией. Нам пришлось в срочном порядке переводить учеников в онлайн-формат, который не всем тогда подошел. Но, конечно, сейчас я вижу в этом только плюсы: к тому же современные дети настолько загружены, что зачастую занятия онлайн для них единственно возможный вариант.
Сейчас в школе уже четыре оборудованных кабинета, место для отдыха сотрудников, стильная и просторная зона ресепшен, где родители могут с комфортом провести время в ожидании детей.

Философия английского дома
Задача моей школы — кардинально изменить подход к изучению языка. Я видела много примеров, когда прекрасный, живой, открывающий мир английский язык превращался для студентов в источник стресса, унылую обязаловку и сухую галочку в школьном аттестате. Из чего человек делал вывод, что у него нет способностей к языку. Но ведь это просто навык, который нужно тренировать, и успех сильно зависит от того, как подойти к этому процессу.
В школе мы создаем среду, в которой изучение языка происходит не через «надо», а потому что «хочу». Прежде всего этому способствует атмосфера психологического комфорта, где можно ошибаться, переспрашивать, говорить с акцентом. Это создает базу — доверие между преподавателем и студентом, без которого не будет эффективна даже самая продвинутая методика. Мы учим не бояться барьеров, а преодолевать их с интересом.
Удовольствие и внутренняя мотивация — главные двигатели процесса обучения. Я убеждена, что, когда человеку нравится процесс, результаты достигаются гораздо быстрее. Поэтому мы стремимся к тому, чтобы каждый урок приносил радость открытий, удовольствие от общения и прогресса. На занятиях мы используем игры, актуальные темы, фильмы и музыку, чтобы зажечь искру интереса у студентов и показать язык как инструмент для жизни здесь и сейчас, а не в абстрактном будущем.

Мы делаем акцент на практику и реальную коммуникацию. Ведь многие учили английский язык в школе, но говорить научился далеко не каждый, потому что там не было условий для разговорной практики. Без этого вся грамматика и заученные слова — лишь пассивный багаж знаний. Поэтому на уроках мы моделируем реальные ситуации, в которых отрабатываем новые речевые и грамматические конструкции. Какое бы правило ни изучали, мы обязательно создаем разговорные упражнения, где «оживляем» его. Таким образом, мы учим не только свободно говорить, но и понимать на слух живую речь. В наших группах максимум восемь человек, поэтому у преподавателя есть время и возможность уделить внимание каждому студенту.
Мир стремительно меняется, а язык — это его отражение, поэтому мы используем не только современные методики в обучении, но и современный контекст. Еще важно напоминать ученикам о перспективе. Ведь английский язык — это ключ к миру возможностей, к новым знаниям, к карьерному росту, к учебе и путешествиям. Мы хотим, чтобы студенты не забывали об этом в образовательной рутине, а испытывали настоящий азарт при обучении.
Со временем в школе сформировалась интересная и глубокая миссия — находить общий язык с миром и самим собой. Я проследила за собой и поняла, что когда говорю на английском языке, во мне будто пробуждается еще одна грань, где я узнаю себя с другой стороны и получаю удовольствие от того, какой могу быть, когда говорю на другом языке. Мы обсудили это с коллегами и учениками, и оказалось, что многие замечают эту удивительную особенность. Получается, иностранный язык — это дополнительный инструмент саморазвития.
Работа над методикой
Разработка курсов школы с самого начала была не спонтанным действием, а стратегическим процессом, основанном на трех принципах: анализ лучшего мирового опыта, глубокое понимание потребностей нашей целевой аудитории и наша собственная педагогическая философия. Мы сознательно не стали изобретать велосипед с нуля, потому что такие гиганты, как Оксфорд и Кембридж, десятилетиями оттачивают свои методики, проводят масштабные исследования и создают эталонные учебные программы. Перед запуском школы я провела глубокую аналитическую работу, изучила все основные линейки учебников: их структуры, методические подходы, тематику, баланс навыков, сравнивала их по ключевым критериям, насколько они коммуникативны (так как это основная цель изучения языка), дают ли достаточно аутентичного материала, развивают ли критическое мышление и мягкие навыки (soft skills).

Параллельно с анализом я активно инвестировала в свое профессиональное развитие: проходила много методических курсов и тренингов, сдавала на несколько сертификатов Кембриджа. Все эти знания давали глубокое понимание современных тенденций обучения английскому языку. Выбор конкретной линейки учебников был только первым этапом формирования программы, а дальше мы с коллегами дополняли эти программы аутентичными материалами, делали фокус на цели наших студентов и адаптировали под каждую возрастную группу (например, для подростков мы включаем больше проектной работы и дополняем актуальными для них темами). Поэтому говоря о разработке курсов, я бы назвала это созданием системы обучения: мы берем лучшие мировые практики как фундамент, пропускаем их через наши ценности, обогащаем собственным опытом, адаптируем под реальные задачи и особенности каждой группы. В итоге получается не статичный продукт, а живой процесс.
В моей школе учатся не только студенты, но и преподаватели: мы уделяем большое внимание обучению новых кадров, независимо от того, сколько лет опыта у них за плечами. У нас работает методист, который регулярно отсматривает занятия преподавателей и дает обратную связь.
Как преподавать, чтобы студентам хотелось учиться
Мне удалось привнести в свою школу ту философию преподавания, которая удивила меня на обучении в Лондоне.
Например, у нас работает принцип позитивной обратной связи. Об ошибках наши преподаватели говорят так: давай обсудим твои зоны роста. Во время практики говорения мы не останавливаем студентов, если слышим ошибку в речи. Мы даем им возможность почувствовать себя способными говорить свободно, без страха ошибиться. Преподаватель слушает, делает себе пометки, а когда все студенты высказались, разбирает услышанные ошибки с группой без указания их авторов. При этом студент, который их совершает, не чувствует ни стыда, ни вины, продолжает говорить дальше, и со временем его уверенность в своих силах растет. К сожалению, обычно школьный опыт закладывает в нас страх ошибки, что сильно ограничивает рост: зачастую из-за этого страха показаться глупым ученики просто перестают проявлять инициативу на уроках, чтобы снова не чувствовать себя так. Когда я училась в школе, для экзаменов нужно было написать и выучить 25 рассказов на разные темы. Подготовка занимала очень много времени и сил. И как же было обидно, когда за одну ошибку снижали целый балл! Поэтому для своих студентов мы делаем акцент на коммуникацию и смыслы, а не на идеальную грамматику. Есть хорошее выражение, которое иллюстрирует этот подход: «Беглость важнее безошибочности» (fluency over accuracy).

Также мы внедрили принцип построения занятий не от учебника, а от интереса и целей студентов. То есть учебник присутствует в курсе как определенная структура, но в качестве дополнения мы всегда используем аутентичные материалы: подкасты, видео, статьи, лекции TED, что погружает студентов в реальный язык.
С помощью этих принципов мы создаем среду, где язык — это инструмент для выражения себя и своих идей, а не поле для поиска ошибок. Где успех измеряется не только грамотными текстами, а возросшей уверенностью в себе и желанием использовать язык в реальной жизни, а не только на уроках. Где преподаватель — это поддерживающий наставник, а не контролер и охотник за ошибками.
Восьмилетний стаж работы нашей школы и 100% положительных теплых отзывов говорят о том, что мы все делаем правильно. Мы не гонимся за количеством студентов, а работаем над долгосрочными отношениями: многие ученики начинали заниматься у меня дома, будучи первоклашками, а сейчас уже побеждают в олимпиадах по английскому и выбирают вуз для поступления. Основной канал, по которому к нам идут новые студенты, это сарафанное радио. В нашем городе много школ английского языка, но я не воспринимаю их как конкурентов: скорее, даже рада, что у людей есть выбор. А мы просто стараемся быть лучшей версией себя.
Советы родителям, которые хотят научить детей английскому языку
- Сделать английский язык частью повседневности, создать языковую среду вокруг ребенка. Например, включать интересные мультфильмы или песни без перевода, но с визуальным контекстом. Если мама немного владеет английским, можно в бытовые разговоры включать вопросы на английском (Какого цвета твое платье?) и рутинные фразы (доброе утро, приятного аппетита и другие).
- Фокусироваться на прогрессе, а не на ошибках. Хвалить любую попытку говорить на английском. Не исправлять ребенка, если он ошибся, а повторить за ним эту фразу, но уже правильно, чтобы это не выглядело как исправление. В коммуникативном процессе гораздо важнее уверенность, чем знание идеальной грамматики.
- Не сравнивать ребенка с другими, а сравнивать его с самим собой прошлым.
- Выбирать среду, где английский — это инструмент, а не просто предмет. Например, курсы с игровым коммуникативным подходом, где дети ставят сценки, делают проекты, участвуют в игровых активностях, во время которых они не замечают, что изучают язык, а просто погружаются в этот процесс вместе со сверстниками. Так им интереснее двигаться дальше. Иностранный язык усваивается лучше, когда есть понимание цели.
- Выбирать то, что соответствует интересам ребенка: например, смотреть определенные мультфильмы на английском языке.
- Лучший учитель — собственный пример. Не учить, а учиться самому. Глядя на вас, ребенок будет заряжаться позитивным отношением, а у вас появится новое увлечение и еще одна общая тема для разговора.
- Привлекать колонку «Алису» к образовательному процессу, спрашивать, как будет по-английски то или иное слово.

Три совета начинающим предпринимателям
- 1. Четко разделять роли в команде. Если команды еще нет и какие-то функции у вас проседают, то «прокачайте» себя в них хотя бы наполовину, а потом при возможности делегируйте это специалистам.
- 2. Относиться к бизнесу не как к своему ребенку, а как к системе с определенной миссией и финансовыми результатами. Это поможет принимать сложные решения с холодной головой.
- 3. Верить в свое дело и команду. Он немного противоположен второму совету, но я много раз видела, как предприниматель достигал результата после многочисленных безуспешных попыток. Если долго бить в одну точку, должен быть эффект. В общем, надо держать баланс между вторым и третьим пунктами, включать интуицию.