Если мечтаете отдохнуть от телефона, увидеть дом мирного атома и услышать десяток незнакомых слов — вам точно нужно попасть на атомную станцию с экскурсией.
«Луч» своё желание исполнил и побывал на Белоярской АЭС. Расскажем, как живёт единственная атомная электростанция в мире с реакторами на быстрых нейтронах и каждый ли может приехать к ней в гости.
Как попасть на станцию
Найти на карте БАЭС легко — достаточно ввести название в поисковую строку. А дальше по навигатору приезжаем в Заречный — город в 45 километрах от Екатеринбурга. Потом ещё пара-тройка километров движения к ориентиру — бело-красным трубам того самого четвёртого энергоблока. На колёсах преодолеете путь за десять минут и увидите КПП.
Теперь есть два варианта. Первый — оставить машину на парковке, взять ноги в руки или велосипед под мышки и самостоятельно осмотреть площадку расположения АЭС.
Для этого маршрута пропуск оформлять не надо. Главное, прихватите паспорт — по пути могут попасться проверяющие и попросить документ, удостоверяющий личность. И на эти пару часов прогулки забудьте про телефон — фотографировать нельзя. Все впечатления придётся сохранять по старинке — в памяти своей, а не смартфона. А вот про безопасность нужно помнить всегда — БАЭС стоит посреди леса и привлекает не только туристов, но и диких животных. Оказывается, лисы и зайцы тоже не прочь узнать об атомной энергетике.
В самостоятельном туре получится насладиться атомной станцией только со стороны. Чтобы попасть внутрь, нужно записаться на экскурсию — это как раз второй вариант.
Сегодня Белоярскую АЭС могут посетить лишь учащиеся от 14 лет и студенты. Экскурсии для остальных временно приостановлены. Самое время, чтобы молодёжь узнала об «атомной кухне».
Подстраиваться под каждого любопытного большое предприятие не может, поэтому планировать визит придётся за несколько недель, а то и месяцев. Подробнее о том, как отправиться на Белоярскую АЭС: https://www.rosenergoatom.ru/stations_projects/sayt-beloyarskoy-aes/press-tsentr/ekskursii-na-aes/.
А для тех, кто в детство вернуться не может и побывать на БАЭС пока тоже, — делимся историей путешествия.
АЭС, откройся
«Луч» пошёл, а точнее, поехал по второму маршруту и на КПП встретил экскурсовода — сотрудника атомной станции.
Тут же прозвучала инструкция: телефоны оставляем в автобусе, ноутбуки, наушники и даже сумки. «А сменная обувь нужна?» — спросила экскурсантка. «Такой вопрос я слышу впервые», — признался экскурсовод и настоял, что брать с собой ничего, кроме паспорта, не нужно.
Пока «атомные туристы» искали паспорта в рюкзаках, за окном автобуса появились необычные виды. На улице –30 °C, а перед глазами — вода и облака пара от неё. Это атомная станция отводит тёплую воду в Белоярское водохранилище. На вид как горячие источники. Но мы не купаться на Урал приехали.
У входа на четвёртый энергоблок самое время рассказать о системе безопасности АЭС. На проходной у работников станции проверяют не только документы, но и биометрию. После всех манипуляций сотрудник Росгвардии посмотрит пропуск и пустит на работу, а нас на экскурсию. Конечно, у туристов никто сетчатку глаза не сканирует — достаточно проходки через рамку металлоискателя и проверки паспорта.
Оранжевый осьминог ждёт
Перед началом экскурсии всех ведут в конференц-зал и рассказывают об истории и работе Белоярской АЭС. Вот и мы расскажем, только по-атомному быстро и просто.
Сегодня БАЭС вырабатывает 16% электроэнергии для всей Свердловской области, полностью снабжает Заречный горячей водой и радует 70% жителей города тёплыми батареями.
БАЭС — это четыре энергоблока, но функционируют только два из них — работающий с 1980 года БН-600 и с 2015 года БН-800. Уже в 2025 году начнутся подготовительные работы к строительству пятого энергоблока с реакторной установкой БН-1200М.
Новинка вызывает интерес, но и БН-800 удивлять не перестаёт. В сентябре этого года его полностью перевели на современное МОКС-топливо. Теперь процесс производства энергии стал почти безотходным.
Спорим, БН-800 вы точно встречали на страницах «Луча». Это тот самый реактор с цилиндром оранжевого цвета, который ласково называют осьминогом. Как раз по зданию четвёртого блока, где обитает «атомное животное», продолжаем маршрут.
По лабиринту к пункту управления
Мозг уже устал от аббревиатур и цифр — пора поработать глазами и увидеть, как всё устроено вживую. Надеваем каску, специальную форму и начинаем движение по узким коридорам, которые увешаны фотографиями. Настоящая история в картинках — от котлована до запуска БАЭС. А вот работники станции ежедневно ходят по галерее и, наверное, уже во сне видят эти кадры.
Если мечтали попасть в лабиринт, поздравляем — он начинается. Два лестничных пролёта вниз, двадцать метров прямо, теперь на три этажа вверх. По пути нужно открыть и закрыть десяток дверей. Обратно самостоятельно точно не выберетесь.
За день сотрудник АЭС наматывает, наверное, километров десять. Не зря работники Электрохимического завода в Зеленогорске по коридорам не ходят, а ездят на велосипедах.
А наша первая пешая остановка — блочный пункт управления четвёртым энергоблоком, куда стекается информация от различных датчиков и где регулируется работа реактора и вспомогательного оборудования.
Большая комната, в центре — столы, на стене смонтирован щит с сотней датчиков и кнопок. Кругом всё обнесено стеклом, поэтому туристы здесь как в аквариуме — смотрят большими глазами и молчат.
По другую сторону стекла шесть человек — начальник смены станции, реакторного и турбинного цеха, ведущие инженеры по управлению блоком, реактором и турбиной. На их столах несколько мониторов, толстые журналы и телефоны. Кстати, обычная связь здесь ловит не везде — стены бетонные и препятствуют сигналу. А к интернету подключён не каждый компьютер. Так что сёрфинг в глобальной паутине даже по рабочей необходимости — задачка со звёздочкой.
Кстати, пункт управления — мужская тема. Но это не ограничения, а суровая реальность. Перед тем как оказаться здесь, нужно несколько лет работать оператором — например, крутить тяжёлые запорные арматуры. Не каждая девушка с этим справится.
Эти специалисты за стеклом следят за показателями и принимают меры, если что-то идёт не так. Несмотря на то что большинство процессов автоматизированы, пункт управления никогда не бывает пустым. Даже на обед специалисты ходят по очереди.
Чтобы практические навыки не терялись, ежегодно каждый работник оттачивает умения в тренировочном центре БАЭС на полномасштабном тренажёре БН-800. Там в точности воссоздана рабочая атмосфера и оборудование — панели управления, все компьютеры и даже мышки.
Нештатная ситуация специально генерируется на симуляторе, а атомщикам нужно правильно выбрать алгоритм действий. На тренажёре есть даже АЗ-5 — та самая красная кнопка аварийной защиты, которая служит для немедленного прекращения работы реактора в критической ситуации.
Как признался инструктор, до этой кнопки дело никогда не доходило. Если не брать в счёт вас — туристов, которые за экскурсию несколько раз умудряются её нажать.
Машинный зал и прощание с кухней
Далее по маршруту — многоуровневый машинный зал, где находятся турбогенератор и вспомогательное оборудование для производства энергии.
Чтобы войти туда, каски недостаточно — нужно научиться пользоваться берушами. Работники могут защищать слух ещё и противошумными наушниками.
По залу туристов проводят быстро и без лишних слов, предупреждают лишь — смотреть под ноги и над головой. Человек с ростом 170 сантиметров по местным меркам — великан. Ему придётся несколько раз нагнуться, чтобы пройти под трубопроводами.
После этого счастливчиков ведут в центральный зал, где находится самый мощный в мире реактор на быстрых нейтронах — именно тот, оранжевого цвета. Кстати, оранжевая конструкция — это лишь колпак над центральной поворотной колонной реактора, сам он находится ниже, его не видно.
Если бы путешествие всё же продолжилось в центральном зале, пришлось бы сменить дресс-код, переодеться в форму и захватить с собой дозиметр. Радиации в реакторном зале нет, находиться там можно сколько душе угодно, но осторожность в виде друга-дозиметра никому ещё не мешала. Его цепляют на одежду и контролируют показания.
В этот раз в центральный зал заглянуть не получилось, но нам повезло в другом — мы дружно отобедали в столовой. Так что удалось не только посмотреть на внутреннюю кухню профессии, но и в прямом смысле — отведать на вкус обед атомщика. Нынче в меню оказался капустный салат с щепоткой хорошего настроения, согревающий уральский борщ, запечённый картофель со свиной отбивной и медовик со вкусом детства.
Хоть АЭС гостей любит, но чужих у себя надолго не оставляет. На выходе у всех заново проверили документы и убедились, что никто на станции не остался ночевать.