Они ищут тех, чьи имена почти стерлись временем. Кто-то считает это делом энтузиастов, а для них это внутренняя потребность, часть семейной истории, своего рода миссия. Речь о членах Межрегионального общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение концерна „Росэнергоатом”».
Движение образовалось в 2018 году и объединило поисковые отряды восьми атомных городов — Соснового Бора, Десногорска, Нововоронежа, Курчатова, Волгодонска, Удомли, Балакова и Полярных Зорь. Среди участников — настоящие династии атомщиков-поисковиков. Одна из первых появилась в Нововоронеже — заместитель командира поискового отряда «Пересвет» Александр Берлев и его сын Никита. Оба работают на Нововоронежской АЭС и вместе участвуют в поисковых экспедициях. О них и расскажем.
Негоже бойцам лежать в земле, по которой ездят трактора и комбайны
Для Александра Берлева все началось более полувека назад со школьного клуба «Искатель» в средней школе № 2 Нововоронежа. Переписку с ветеранами 141-й стрелковой дивизии, воевавшей в этих местах, дополняла работа в школьном музее, пешие походы к тогда еще деревянному памятнику на могиле Героя Советского Союза Чолпонбая Тулебердиева, общение с ветеранами. Со сверстниками, бывало, занимался и самостоятельными изысканиями на местах боев.
Постепенно тема отошла на второй план: армия, работа, семейные хлопоты. Все изменил визит к бабушке с дедушкой в 1995 году в родное село Нижний Мамон — в 200 км от Нововоронежа. Дядя Николай Берлев — подполковник в отставке, бывший боец группы «Альфа» — предложил перезахоронить летчиков, погибших вблизи села во время войны. По рассказам старожилов, закопали их рядом с заброшенным храмом. Непростые поиски увенчались успехом, а обнаруженная среди останков одного из летчиков медаль «За боевые заслуги» помогла выяснить состав экипажа. На торжественное перезахоронение на местном кладбище пригласили родственников, передали им медаль. С этого все и пошло.
Организованного поискового движения в тот момент еще не было, хотя идея витала в воздухе. Так что новость о том, что Павел Матвеев организовал на Нововоронежской АЭС поисковый отряд, Александр Берлев воспринял с одобрением. А в 2012 году принял предложение помочь в организации первой на Воронежской земле «Вахты памяти» концерна «Росэнергоатом» в селе Верхний Мамон.
«Отказываться резона не было, это же моя Родина, семья наша там известная, вот и приложил усилия для того, чтобы все двери для поисковиков были открыты, — вспоминает Александр Берлев. — Организационные вопросы решили, провели результативную «Вахту», подняли и захоронили в селе Дерезовка около 30 бойцов. А я понял, что это мое, — и остался в «Пересвете». Считаю честью находиться в коллективе единомышленников, людей разных профессий и должностей, объединенных одной идеей. Со временем все они стали для меня самыми близкими и родными людьми».
Всероссийская акция «Вахта памяти» ежегодно объединяет тысячи поисковиков из России и зарубежья. Она включает экспедиции на места боев Великой Отечественной войны, захоронение найденных поисковиками останков защитников Родины, торжественные митинги, круглые столы и экспертные площадки, просветительские мероприятия.
Уже 12 лет Берлев берет отпуск в июле для того, чтобы вместе с единомышленниками из разных городов России выезжать на поисковые работы.
«Меня часто спрашивают: “Зачем вы тревожите прах?” — рассказывает Александр. — Отвечаю, что негоже бойцам лежать в земле, по которой ездят трактора и комбайны. Останки должны быть захоронены с почестями, по духовным канонам. Ведь это наша память, без которой нет будущего. Что это дает? Огромное моральное удовлетворение. Павшим воинам, может быть, это уже и не важно, они свое дело сделали. Зато надо нам!»
Когда поисковое дело становится семейным
Тем временем поисковая история Берлева получила продолжение. Сын Никита с 14 лет начал ездить с отцом на раскопки и достойно проявил себя во взрослом коллективе. Так в семье атомщиков появился еще один поисковик. Признается, что сначала было просто интересно. С возрастом пришло понимание, для чего это нужно.
«Мы ищем бойцов, которые погибли, защищая Родину, — поясняет свою позицию Никита Берлев. — Никто не знает, где они лежат, а это неправильно. Лично меня больше всего задело то, что красноармейцев не похоронили с воинскими почестями, которых они заслуживают. И если удается бойца поднять, идентифицировать и найти родственников, из разговоров понимаешь, как много ты сделал для его семьи. Теперь люди могут прийти на могилу к прадеду, деду. С человеческой точки зрения это очень важно».
В 2018–2019 годах воспитанник «Пересвета» Никита Берлев по рекомендации поискового отряда и ДОСААФ Воронежа проходил службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации в 90-м отдельном поисковом батальоне МО РФ. Получил колоссальный поисковый опыт. Участвовал в работах в Крыму, Ржеве, Нижнем Новгороде, Ленинградской области.
Самые яркие впечатления остались от Аджимушкайских каменоломен под Керчью. Укрываясь в многочисленных подземельях и тоннелях протяженностью около 15 километров, бойцы Красной армии вели бои с фашистами. Убедившись, что волю защитников не сломить, немцы осуществили подрыв. Больше 70 лет прошло, там постоянно ведутся работы — и все равно находят прах воинов.
«Разобрали один крупный завал и обнаружили останки трех солдат, — делится воспоминаниями Никита. — У одного в руках зажаты гранаты, правда, чека с кольцом на месте. Рядом со вторым был карандашик и истлевший листок бумаги, перед смертью что-то писал. Их не завалило взрывом, в замкнутом пространстве люди просто задохнулись».
На концерновской «Вахте памяти» на Невском пятачке Берлев осознал масштаб сражений за блокадный Ленинград. Сигнал металлоискателя — боец, и так через каждые 10–15 метров. Воин упал, землей присыпало. Жутко становилось от осознания того, сколько людей погибало, падали один за одним. После такого лучше понимаешь, какой ценой Советскому Союзу досталась победа.
После армии Никита Берлев устроился на Нововоронежскую АЭС и официально стал членом отряда «Пересвет».
«Мой дедушка строил энергоблоки № 1 и 2, отец уже 40 лет на Нововоронежской АЭС работает, — рассказывает Никита Берлев. — Я тружусь в цехе тепловой автоматики и измерений, группа эксплуатации четвертой очереди на энергоблоке № 7 — в смене. Все устраивает, коллектив хороший. По работе всегда подскажут, хочешь учиться — вперед, все дороги открыты. Что касается поисковых планов, то с Божьей помощью продолжим поднимать наших бойцов».
Одно из самых волнительных и душевных событий в жизни поискового движения «Росэнергоатома» — церемония захоронения неизвестных солдат. Траурная акция удивительным образом преисполнена светлыми чувствами и гордостью. Поисковики крайне негативно реагируют на формулировку «перезахоронение», которая часто используется в обиходе. Ведь для многих погибших во время войны вот уже 80 лет сражение продолжается. Потому что лежат они на полях, присыпанные землей и заросшие травой там, где их настигла смерть. И только благодаря стараниям членов поисковых отрядов красноармейцы завершают последний бой и возвращаются с войны, находя успокоение в братских могилах. Остаются они, как правило, неизвестными, но после духовного обряда официально получают статус героев.
Поисковые истории от Александра Берлева
В районе Сторожевого плацдарма (в 50 км от Нововоронежа, где в 1942–1943 годах проходили ожесточенные бои) вроде все хожено-перехожено, а такое ощущение, будто кто-то бойцов подкладывает. На одном и том же месте обнаруживаешь останки снова и снова. Одного нашел, на следующий год в этом же квадрате — еще одного подняли. В 2022 году на летней «Вахте» выделили экскаватор: неделю отработал — одно железо, все безрезультатно. Последний день, ждем трейлер для погрузки. А я возьми и предложи водителю копнуть на том месте у храма, где уже поднимал бойцов. Подъезжаем, первый же ковш — есть останки! А я уже чувствую, что там еще есть.
Несколько лет назад ограниченным тиражом вышла книга «Сторожевское лихолетье». Ее автор Евдокия Кондратьева (Курьянова), будучи 15-летней девочкой, пережила все ужасы оккупации и отразила их в дневнике. Так вот в издании неожиданно нашелся ответ на вопрос, волновавший всех долгое время. Еще в 2014 году мы подняли двух бойцов, рядом с которыми были останки ребенка. Фамилии двух саперов, которые погибли у села при разминировании, указали на могиле в братском захоронении № 439 под названием «Пушка» в селе Сторожевом, а подростка упокоили неизвестным. И вот из книги в 2022 году удалось узнать имя мальчика, который трагически погиб с красноармейцами. Так благодаря автору книги еще один павший перестал быть безымянным. Это непередаваемые, скажу я вам, чувства.
В 2018 году на второй «Вахте памяти» «Росэнергоатома» в Нововоронеже водитель Иван Караулов из «АЭС-Авто» рассказал о своем отце, который во время войны был ребенком и запомнил много всего интересного. Приезжаем, человеку почти 90 лет, а он утверждает, что готов показать точное место могилы бойца, захороненного в Сторожевском лесу. Надо мной смеялись, а я поверил. И в указанном квадрате мы обнаружили останки. Поначалу не обратил внимание на слова дедушки: «Чувствую, что там лежит интеллигент». Когда подняли, от удивления оставалось только развести руками. Рядом с красноармейцем лежали очки. Теперь понимаю, что при раскопках еще не такие чудеса случаются.
Концерн «Росэнергоатом» оказывает помощь отряду «Пересвет» в проведении поисковых работ. Руководство Нововоронежской АЭС также поддерживает ребят: директор станции Владимир Поваров и председатель профсоюза Юрий Бабенко внимательно относятся к их работе. Большую часть дел сейчас координирует руководитель отряда Евгений Когтев.