Елена Камалетдинова несколько лет совмещала работу, учебу и собственный бизнес — велопрокат. Все это время она не забывала про давнюю мечту открыть антикафе. Правда, казалось, что это произойдет лет через пятнадцать, когда появятся деньги и найдется нужное помещение.
Свои коррективы в планы Елены внес коронавирус. В результате она смогла открыть одно из самых популярных мест в Волгодонске. В статье расскажем, как это получилось.
История «Точки» началась с велопроката
В 16 лет были нужны карманные деньги, и я стала подрабатывать в велопрокате. За пару лет успела изучить особенности бизнеса, а еще всерьез увлеклась велоспортом. Потом поступила в институт и начала работать техником по качеству в производственно-инжиниринговой компании «Атоммашэкспорт», так что необходимость в подработке пропала.
Но вот любовь к велоспорту осталась, и в 2016 году я открыла собственный бизнес — «Велоточку». Начинала скромно: с бюджетом 30 000 рублей и четырьмя велосипедами, которые взяла в аренду у друзей. Со временем я их выкупила, а заодно расширила парк до 20 байков.
История с «Велоточкой» спонтанная. Это был не серьезный бизнес ради денег, а, скорее, способ развивать массовый спорт в Волгодонске. Работать по принципу «сдал велосипед, получил оплату» не собиралась. Хотелось создать сообщество и вдохновлять людей на активный отдых. Именно поэтому я:
- организовывала мероприятия, в том числе велофестивали и велопробеги, а когда купила прицеп на 20 велосипедов, устраивала туристические поездки за пределы города, например в Крым, Адыгею, Мезмай, Лаго-Наки. Набирала группу и все выходные каталась с ней по новым местам в формате «экскурсия на колесах».
- завела блог. Чтобы мотивировать людей на какие-то активности, нужно подавать пример. Организовать велогонку мало, необходимо самому в ней участвовать. Много каталась, боролась в любительских соревнованиях и делилась опытом в соцсетях.
Еще завела телеграм-канал с платной подпиской и выкладывала статьи о том, как одна проехала 100 км. Людям было интересно, они платили за доступ и читали.
Число подписчиков в соцсетях постепенно росло. Благодаря соцсетям у меня даже было несколько коллабораций со спортивными брендами. Например, я рекламировала испанскую велоформу.
- старалась подключить администрацию и предпринимателей. Получить поддержку города сложно: все активности должны быть организованы по строгим правилам. В результате все мероприятия «Велоточки» были частными, а участники подписывали договор, что сами несут ответственность за безопасность.
Помощь я все же получила, просто иного рода. Однажды написала владельцу кафе, через которое проходил маршрут велопробега. Он организовал обед для участников, а заодно связался с главой городской думы, которого знал лично. Просто попросил, чтобы тот вручил подарки велосипедистам, которые впервые в жизни проехали 100 км.
Часто помогал основной работодатель — «Атоммашэкспорт». Например, разрешил провести велофестиваль на базе отдыха от предприятия. Предоставил участникам лодки и байдарки, помог с организацией маршрута и питания. Благодаря «Атоммашэкспорту» я попала на ежегодный велопробег от Ростовской АЭС. На работе разрешили взять командировку на время соревнований, оплатили проживание и питание.
Однажды чуть не продала прокат. Это сезонный бизнес, и в холодные месяцы дохода не было, вся полученная за лето прибыль уходила на аренду. Бросать деньги в пустоту не хотелось, и я стала искать новых владельцев.
Желающих купить «Велоточку» нашлось много, но я не собиралась отдавать бизнес первому, кто заплатит. Идеальный покупатель должен был гореть спортом и продолжать развивать велонаправление в Волгодонске. Такого не нашлось, и я решила повременить с продажей.
Все планы нарушила пандемия. Зато вместо них появились новые
Весной 2020 года решила отдохнуть в Бразилии. У меня как раз был студенческий отпуск на работе, чтобы сдать сессию в институте. План был такой: сходить на часть экзаменов, а остальное закрыть после возвращения. Тайны из поездки не делала и предупредила о ней начальство. К тому же делилась всем происходящим со своими подписчиками в соцсетях.
В разгар отдыха мир накрыла волна коронавируса и первые локдауны. Мой рейс в Москву отменили, а как возвращаться домой — непонятно. К счастью, через три дня прилетел российский самолет и забрал туристов в столицу. После долгих тестов и замеров температуры в аэропорту меня наконец отпустили домой. Тогда Бразилия еще не была в списке закрытых для посещения стран.
Оказалось, что этот спонтанный отпуск запустил эффект домино и подтолкнул меня к открытию антикафе.
Меня исключили из института и понизили в должности на работе. После Бразилии я вернулась в привычный ритм жизни, стала ходить на учебу — никаких запретов тогда не было. Никто не обращал на меня внимания, пока на одной из пар ректор не устроила скандал, что из-за меня закроют кафедру. Она видела мои соцсети и знала о поездке в Латинскую Америку.
В этот же день заблокировали мой пропуск в институт, а домой приехала скорая, полиция и участковые. Историю подхватили местные паблики и начали писать посты про блогера, которая привезла вирус из-за границы. Новости привлекали много внимания, на меня обрушилась волна негатива.
Люди ездили за рубеж и до меня. Просто по волгодонским меркам я была относительно известным человеком с 20 000 подписчиками в соцсетях. Для города с населением 170 000 это немало.
Сосредоточила все силы на велопрокате. В городе стали вводить коронавирусные ограничения, но по правилам можно было работать по одному, а в «Велоточке» это было возможно. Я написала официальное письмо мэру Волгодонска с просьбой открыть прокат, и он дал согласие. Других доступных развлечений в городе не осталось, и бизнес взлетел.
У меня появилось огромное помещение — совершенно бесплатно. Понимала, что после окончания велосезона бизнес не выживет. Другого источника дохода не было, и денег на аренду зимой не хватало. Оставалось одно — бросить клич о помощи. Отправляла письма местным организациям с таким предложением: предоставить помещение, а взамен бесплатно пользоваться прокатом и устраивать туры выходного дня для сотрудников.
Обмен понравился банку «Центр-инвест», у которого как раз было свободное пространство площадью 230 кв. м. Для велопроката слишком много, но для антикафе — в самый раз. Я давно хотела открыть место в таком формате, с разными зонами для развлечений, где посетители платят только за время пребывания. Появился шанс осуществить давнюю мечту, и я поделилась своей задумкой с банком. Так спонтанно и началась история «Точки».
Подготовка помещения под антикафе проходила в формате «с миру по нитке». Собственных сбережений на полноценный запуск не хватало, поэтому пришлось одалживать у знакомых. Собрала миллион рублей, которые пошли на ремонт, кухню, бытовую технику и музыкальное оборудование. Мебель, посуду, растения и другие мелочи дарили жители города — просто написала в соцсетях, чтобы люди приносили все, что не жалко.
Традиция дарить вещи у гостей «Точки» сохранилась до сих пор. Например, если посетители видят шатающиеся стулья, приносят из дома свои. Один постоянный клиент даже купил нам хорошую стойку для микрофона за 25 000 рублей.
«Точка» начала работать осенью 2020 года — в самый первый день в антикафе собралось около 100 человек. Посетителей было много, потому что из-за локдаунов людям не хватало живого общения и развлечений. Поначалу часто приходили с проверками — пандемию никто не отменял. Однако пространство было большим, так что посетители спокойно сохраняли дистанцию.
Еще решила не бросать прокат — до сих пор сдаю байки и организовываю поездки. Правда, личный канал я закрыла, но планирую публиковать статьи и посты про велоспорт уже в ленте «Точки».
За пять лет работы сменили несколько адресов
В 2022 году банк решил продать здание, и оставалось только переехать. Однако «Точка» еще не приносила стабильный доход, а аренда была слишком дорогой. Я обратилась к проверенному способу: написала о проблеме в соцсетях, отпустила ситуацию и уехала отдыхать. Морально я была готова принять любой результат и готовилась к закрытию.
Подарок судьбы пришел прямо во время отпуска: на карту поступило 100 000 рублей. Оказалось, их прислал молодой парень, айтишник, который просто захотел помочь. Он написал, что будет оплачивать аренду в течение года, пока «Точка» не встанет на ноги.
В итоге он со мной познакомился и даже подарил мощные профессиональные колонки вместе с микшерным пультом для сведения звука. Благодаря этому в «Точке» получилось проводить действительно качественные музыкальные выступления.
К слову, аренду он оплачивал даже больше года. Такая поддержка стала подушкой безопасности, которая позволила тестировать новые форматы практически без рисков.
«Точка» переехала в частный сектор — в двухэтажный коттедж с внутренним двориком. Все было идеально, кроме того, что мы мешали соседям.
Особенно шумно было летом. Гости предпочитали оставаться на улице и наслаждаться приятной погодой, поэтому большинство мероприятий проводили под открытым небом.
Соседи вызывали полицию и жаловались на шум. Сотрудники приезжали, составляли протоколы, но так и не выписали ни одного штрафа. За это я до сих пор благодарна нашим службам. Они понимали, что мы сняли помещение и не могли не работать.
Через два года и это здание выставили на продажу. К тому времени я и сама была рада переехать: надоели стычки с соседями и объяснения с полицией. Начала искать новое помещение, и тут мне на глаза попалось объявление о сдаче в аренду пространства, которое я приметила еще 10 лет назад. Тогда думала открыть там велопрокат, но здание было слишком большим и дорогим. И вот оно снова сдавалось!
Это было помещение, в котором «Точка» работает до сих пор. Самое удивительное, что после переезда не пришлось ничего ремонтировать и переделывать. Даже старый кухонный гарнитур, который достался нам от прошлого места, идеально вписался между стен новой комнаты — будто его делали на заказ. Локация тоже была удачной: рядом с торговым центром с большим потоком людей.
✓
Благодаря переезду у нас появилось восемь отдельных зон для разных активностей.
✓ Концертный зал. Здесь устраиваем концерты, выступления спикеров и презентации. Единственный минус — зал длинный, по типу вагона. Надеюсь, что когда-нибудь арендодатель разрешит снести стенку и комната станет квадратной. Тогда сможем размещать чуть больше зрителей, да и обзор у гостей будет лучше.
✓ Лекторий. Это комната, которая оборудована для лекций, семинаров, мастер-классов и презентаций.
✓ Тайная комната. Специальное помещение для квестов. Это интерактивные игры, в которых участники следуют заранее прописанному сюжету и решают головоломки.
✓ Бильярдная. Комната появилась случайно: просто один из постоянных посетителей отдал нам бильярдный стол.
✓ Мангальная зона. Закрытая площадка, поэтому гости могут готовить шашлыки на мангале в любое время года.
✓ Амфитеатр. В нем проходят кинопоказы, презентации и театральные постановки.
✓ Зона коворкинга. Здесь поставили удобные рабочие места, продумали освещение и провели высокоскоростной интернет.
✓ Летняя площадка. Внутреннего дворика теперь у нас нет, зато появилась просторная терраса с беседкой. В теплое время года многие гости отдыхают именно здесь.
Секрет успеха антикафе — способность адаптироваться под разную аудиторию
Изначально думала, что «Точка» станет местом отдыха для юных жителей Волгодонска. Казалось, что формат антикафе с разными развлечениями и расслабленной обстановкой понравится именно подросткам. Но к нам приходит много людей старше 35 лет, есть семьи с детьми. Среди гостей есть и люди старшего поколения.
«Точка» — это место, где каждый может найти занятие по душе. Например, поиграть в настольные игры с друзьями или устроить уютные посиделки с книгой и чашкой чая. Если хочется чего-то особенного, на выбор — десятки мероприятий на любой вкус.
Для некоторых постоянных направлений создали отдельные страницы в соцсетях, чтобы гости не путались в расписании и узнавали только нужную информацию. Например, у нас есть посетители, которые приходят лишь на встречи книжного клуба или поиграть в мафию. Они могут зайти в тематическую ленту и быстро проверить дату следующей встречи без долгих поисков в основной группе.
В будущем планируем создать отдельные группы для всех популярных форматов. Пока присылаем график мероприятий для каждого через мессенджеры.
Специально новые активности не придумываем, все получается спонтанно. Например, как-то болтала с посетителями и узнала, что они никогда не играли в «Мафию». Решили попробовать, взяла на себя роль ведущей.
Кроме того, в «Точку» часто приводят ребят из местных лагерей. Для них захотелось придумать что-то подвижное, чтобы отвлечь от смартфонов и прочих гаджетов. Так появились славянские игры по типу тех, которые проводят на праздник Ивана Купалы.
Как и в любом антикафе, посетители «Точки» оплачивают лишь время пребывания.
- Час стоит 180 рублей.
- Целый день — 600 рублей, это максимальная стоимость.
- Аренда всего дома на день — 18 000 рублей.
Еще решили устроить особые дни для школьников и студентов, чтобы они могли приходить к нам чаще и при этом экономить свои карманные деньги. Для них по средам и четвергам действует акция с максимальным чеком 300 рублей.
Люди, которые ходят в антикафе постоянно, могут купить абонементы.
- На день — 500 рублей.
- На пять любых дней — 1800 рублей.
- На месяц — 3800 рублей.
Билеты на концерты в стоимость не входят — их гости оплачивают отдельно
Чтобы в «Точке» было больше творчества, сами ищем талантливых людей для выступлений
Каждый день в «Точке» проходит по три-четыре мероприятия, а для них нужны ведущие, музыканты и спикеры. Постоянных сотрудников в антикафе нет, поэтому партнеров для выступлений приходится искать самой.
Даю площадку музыкантам. Например, в «Точке» проводят джазовые и рок-концерты. В основном приглашаю молодых музыкантов, которым больше негде оттачивать свои навыки. Дело в том, что в местных ДК выступают лишь опытные рокеры, а в барах с алкоголем не разрешают играть несовершеннолетним.
Приглашаю спикеров. Работает это просто: если знакомлюсь с талантливым человеком, предлагаю провести мероприятие в антикафе, даже если у него нет опыта публичных выступлений. Лекции по искусству появились после похода в музей: мне очень понравилась экскурсовод, и я уговорила ее рассказать нашим гостям про Высоцкого. В результате удалось собрать полный зал.
В Волгодонске мало опытных спикеров, к тому же профессионалы — это немного не наш формат. Я предпочитаю приглашать людей, которые не против пробовать новое и подстраиваться под тематику мероприятий. Для многих «Точка» становится первой площадкой, где они учатся выступать перед аудиторией.
«Точке» очень повезло с эсэмэмщиком, Анной Григорян. Она человек-оркестр: занимается соцсетями, фотографирует гостей, ведет книжный и коллажный клубы, а еще работает как идейный вдохновитель. Например, если Анна видит свободное окно в расписании, ставит новое мероприятие и этим вдохновляет меня на подготовку. Так, она решила провести концерт в стиле фильма «Девчата», а поиском ведущих и музыкантов уже занималась я.
Мне всегда везло с командой и партнерами. Всех их объединяло желание развиваться и делать «Точку» лучше. К слову, многие до сих пор приходят отдохнуть в антикафе или арендуют велосипеды в прокате, хотя уже тут не работают.
Советы тем, кто хочет открыть антикафе
- Узнайте, что нравится жителям. Посмотрите, какие бесплатные и платные активности собирают людей в местных музеях, кафе, библиотеках. Сходите на встречи в бизнес-сообщества и клубы. Зайдите в коворкинги. Поговорите с посетителями и узнайте, чего им не хватает. Это поможет определить, что проводить в вашем заведении.
- Общайтесь с посетителями. Личный контакт очень важен. Люди чувствуют себя комфортно и расслабляются там, где у них искренне спрашивают про дела и где с ними готовы поговорить на разные темы. Около 20% клиентов «Точки» приходят, потому что им интересно пообщаться со мной о велоспорте.
Еще один плюс личного контакта: если человеку понравится в антикафе, он, вероятнее всего, порекомендует его знакомым. Для продвижения «Точки» не пришлось сильно вкладываться в рекламу, было достаточно сарафанного радио. В результате 60% посетителей — это постоянные клиенты.
- Развивайте у гостей чувство причастности. В «Точке» это работает: мы часто просим подписчиков и гостей помочь нам с поиском новых спикеров или музыкантов. В результате посетители относятся к проекту как к чему-то личному и вместе с нами работают над его развитием.
- Меняйте мероприятия и подстраивайтесь под гостей. Антикафе — это конструктор, части которого нужно периодически менять. То, что работает летом, не подходит для зимы. Один и тот же формат можно преподнести по-разному. Например, когда люди хотят посмотреть фильм, они покупают билеты в кинотеатр. Чтобы они пришли именно к вам, добавьте обсуждения после просмотра, а заодно устройте развлечения для детей, которым сложно долго усидеть перед экраном.
