Что, если критическая масса окажется на сцене

Жители Соснового Бора знают, что критическая масса — это не только термин в ядерной физике, но и название театра. Уже два года управляет этой физической реакцией на сцене Екатерина Чемерис. Кстати, именно благодаря театру «Критическая масса», а попросту «КриМ», в 1982 году началась история учреждения культуры атомной станции. Тогда учреждение называлось Клуб ЛАЭС, а сейчас это городской Центр развития личности «Гармония».

Расскажем, как благодаря «КриМу» оживают улочки города, а люди после рабочего дня на атомной станции спешат на сцену.

Город из моих снов

Родилась я в Кургане, а вот специальность «режиссёр драмы» получила в Екатеринбургском государственном театральном институте в мастерской Вячеслава Анисимова — ученика Георгия Александровича Товстоногова и основателя екатеринбургского Камерного театра. Сама 11 лет занималась профессией со студентами в Курганском областном колледже культуры. Но отпускать ребят с каждым разом становилось тяжелее, да и мне хотелось нового — выучишь коллектив, а театральную труппу создать невозможно, они все продолжают получать образование в вузах и уезжают работать в другие города. 

Екатерина Чемерис у микрофона на творческом вечере театра. Фото: личный архив

Когда случайно увидела объявление, что некий любительский театр «КриМ» ищет режиссёра, то с радостью посетила Сосновый Бор. Благо, мне было по пути — ехала домой из Карелии, где проходила творческая лаборатория. Оказалось, что я уже видела этот город — правда, во сне. Мне приснилось море, и я подумала, что это Крым. Хотя было ощущение, что рядом Санкт-Петербург. Оказалось, что мне приснился чудесный город на берегу Финского залива, и название у него такое говорящее — Сосновый Бор.

Личное знакомство с городом прошло прекрасно — реликтовые сосны, вода залива и особенные люди. Казалось бы, рядом культурная столица России, хочешь вдохновиться прекрасным — поезжай в Санкт-Петербург. Но оказалось, что в Сосновом Бору культурная жизнь и творчество просто бурлят. Столько замечательных учреждений культуры, столько талантливых людей, столько великолепных творческих коллективов абсолютно разного жанра! Это очень театральный город, и это для меня главное. Да, театральных коллективов всего три, но зато сколько любителей театра! И это наши зрители. И актеры-любители из театра «КриМ» прекрасно понимают, что быть неискренними перед таким зрителем невозможно. 

Первая встреча и первые спектакли

Театр «КриМ» родился в 1982 году при клубе профкома ЛАЭС. Бессменным руководителем и режиссёром на протяжении 40 лет была Юлия Илюхина. За эти годы коллектив показал более 25 спектаклей и получил звание «Народный театр».

«КриМ» — сокращение от термина ядерной физики «критическая масса». В физике — это количество вещества, без которого не может начаться деление ядра. Мы же говорим о напряжении между зрителем и актёром. Сейчас у нас ещё новая эмблема — колокол. Когда он звучит, сразу чувствуется напряжение, но оно не разрушительное, а созидательное. Такое напряжение мы и хотим создать в зрительном зале.

Спектакль-воспоминание «Зелёная зона» по пьесе Михаила Зуева

Когда впервые увидела коллектив, поняла, что нужно брать простую и понятную историю. Решилась на «Зелёную зону» — трёхчасовой спектакль о людях, которые жили в середине 50-х годов, то есть о наших родителях и бабушках с дедушками. Знакомые истории и знакомые образы — от контуженного сторожа до богемы. Вот она — настоящая жизнь.

Вторая большая работа — спектакль «Привет, давай поговорим». Трогательная история о любви к жизни и взаимоотношениях с родителями. Про девочку, которая не может ходить, говорить и прячет в себе богатый внутренний мир. Наполняет спектакль музыка Баха и Моцарта, а украшают — причудливые декорации, ведь действие происходит в мире детской фантазии.

Лирическая фантазия по роману Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим!». Фото: личный архив

Сергей Жеглов — наш замечательный художник. Творческий тандем с художником очень важен в работе режиссёра. Потому что декорации — не просто часть спектакля, а в идеале действующее наравне с персонажами лицо. Жеглов умеет образно воплощать идею спектакля, точно попадая в режиссерский замысел.

Зрительный зал среди яблонь

Есть работы, где наш декоратор — природа. Например, зарисовку «Одна абсолютно счастливая деревня» мы показали прямо на деревенской улице за местным клубом «Ручьи». Девчонки бегали босиком с самоваром в руках, а зрители сидели под яблоньками. Я села в этот яблоневый зрительный зал и поняла, что случилось невероятное — совпало место, время и люди.

Пластический спектакль «Путь Икара» мы показывали в «Андерсенграде» — сказочном городке, стилизованном под западноевропейскую средневековую архитектуру. Путь Икара — это путь творца от рождения идеи до её воплощения. Ветер — стихия вдохновения — может поднять героя над землей, а может погубить, неожиданно сломав крылья.

«Путь Икара». Фото: личный архив

Мышление у драматического и пластического актёра разное. Донести мысль через тело — вот цель пластического спектакля. И у нас есть люди, которые могут и хотят выражаться через движение. Например, в постановке «Исповедь лицедея» по комедии дель арте играет Алёна Дмитриева — актриса нашего театра и по совместительству хореограф Центра развития личности «Гармония». Она всю жизнь в танце, поэтому ей было интересно попробовать себя в новом, а я была рада помочь.

24 единицы критической массы

Сегодня наша труппа — это 21 актёр и 3 музыканта. По образованию театральных деятелей нет, все таковы по призванию.

Разделить коллектив по возрасту трудно — для меня они все молодые и активные. Есть у нас и очень опытные актёры, которые в «КриМе» с самого начала, — Светлана Чуб, Сергей Целуев и Виталий Родионов. Все трое трудятся на ЛАЭС, но в театре основная работа остаётся за кулисами, потому что на сцене они — актёры, искренние служители театра.

Актёры театра «КриМ». Фото: личный архив

Бросить такую «работу по любви» трудно. Елена Балыцкая — активная участница труппы — переехала в Санкт-Петербург. Теперь ради репетиции преодолевает 80 километров и коллег не бросает.

Екатерина Хлебникова приезжает к нам из Петергофа. Кстати, с ней мы познакомились на той самой творческой лаборатории в Карелии, после которой я и приехала в Сосновый Бор. Катя занимается больничной клоунадой, и её рассказы легли в основу характера персонажа из спектакля «Привет, давай поговорим!» — миссис Валенсии.

Екатерина Хлебникова. Фото: личный архив

Самым юным актрисам у нас по 14 лет. Школьницы Полина Гуринова и Анастасия Локтева подкупают зрителей своей искренностью. Наш театр камерный, а значит, сфальшивить нельзя. Зритель видит и чувствует каждого, точно так же, как и актёр, смотрящий в зал. 

Люди встречаются, люди влюбляются — так произошло с коллективом «КриМа» и нашим зрителем. Увидеть эту любовь своими глазами можно, например, в спектакле по пьесе Антона Чехова «Свадьба».

Автор статьи:
Дарья Гордеева
Содержание:
Поделиться: