Днём собирает роботов в компании волгодонских школьников, вечер проводит в интеллектуальном клубе Ростовской АЭС, а в перерывах обыгрывает знатоков на Первом канале. Об автоматизированном кабанчике, универсальном Пушкине и подготовке к игре «Что? Где? Когда?» рассказал Александр Бильченко — педагог Станции юных техников и основатель интеллектуального клуба «Эврика».
Фототехническому клубу 45 лет: от плёнки к роботам
Родители приехали в Волгодонск в 1977 году на стройку «Атоммаша». Отец долгое время заведовал лабораторией в филиале Новочеркасского политехнического института, но не мог забыть про своё увлечение — художественную фотографию. Пришёл на Станцию юных техников и предложил создать фототехнический клуб. Так, с 1979 года волгодонские ребята изучали плёночный фотоаппарат вместе с моими папой и мамой, которая тоже стала преподавать в клубе.
В советское время фотоискусство было популярным хобби. Изучить плёночный фотоаппарат сложнее, чем цифровой, но тоже реально. Ребята учились настраивать выдержку (время воздействия света на фотоплёнку) и экспозицию (общее количество света, попадающего на фотоплёнку), что было важной частью процесса создания качественных снимков. Всё это мог освоить обычный школьник.
Я вращался в клубе со второго класса. Тогда дети занимались уже не только фотографией, в 1991 году появился компьютерный кружок. Ещё все дружно ходили в походы, проводили интеллектуальные игры — эта традиция сохраняется и сейчас.
До 1997 года единственные преподаватели клуба — мои родители. Позже в работу включились другие педагоги. В основном преподавать пришли мамы и папы учащихся, выпускники, в том числе и я.
После школы поступил в Санкт-Петербургский государственный университет на экономический факультет. Мне в школе многое было интересно, но в середине нулевых экономисты и юристы были востребованы. Ещё в старших классах начался курс экономики, и мне понравилось. Увидел перспективы, но во время учёбы их потерял.
Знания экономики полезны для саморазвития и ведения быта, но работа в этой сфере скучна и однообразна. Помню, как закончилась летняя сессия, на которой нам рассказывали о прогнозах. И почти тут же наступил кризис 2008 года, причём неожиданно. Многое из того, что нам говорили, оказалось совсем не так. Понял, что прогнозы не всегда сбываются, да и экономика — не очень точная наука. По итогу окончил вуз с красным дипломом, а работать по специальности уже не захотел.
Ещё на втором курсе пришёл педагогом в Фототехнический клуб. В СПбГУ учился заочно, свободное время было, по инициативе отца взялся за робототехнику — основное направление в клубе сегодня. Слово «фототехнический» в названии осталось, хотя фотографией мы давно не занимаемся. Думали о смене названия, но как же преемственность… Тем более во всех дипломах и грамотах написано «Фототехнический клуб», так что продолжили жить с прежним именем и в апреле отметили 45-летие клуба!
Робототехника и автоматизированный кабанчик
С компьютером я подружился в 12 лет. Конечно, не так рано, как современные дети, но к окончанию школы уже уверенно программировал. В детстве возился с конструктором «Лего», в восьмом классе получил в подарок электронный конструктор и сейчас учу работать с ним ребят.
Электронный конструктор — детали для сборки устройств, работающих на электричестве. В набор могут входить провода, датчики, светодиоды, моторы, платы и многое другое.
Перед тем, как обучать других, обучился сам. Много почерпнул из интернета. Раньше информацию на русском языке было найти тяжело, зато на английском в открытом доступе хранились инструкции по сборке и программированию роботов. Со временем робототехника получила популярность и в России. Ещё проходил курсы, ездил на обучение в Санкт-Петербург к Сергею Филиппову — гуру робототехники. Перенимал опыт подготовки детских команд к соревнованиям.
Сергей Филиппов имеет опыт руководства кружками робототехники в нескольких школах Санкт-Петербурга. Он — автор учебника «Робототехника для детей и родителей», тренер победителей международных соревнований по робототехнике, разработчик онлайн- и офлайн-курсов для детей и педагогов, организатор фестиваля «РобоФинист».
В образовательной робототехнике существует две «магистральные линии», которые идут параллельно, но иногда пересекаются, — спортивная и творческая робототехника.
Спортивная робототехника — это соревнования между роботами на полигоне. Они должны на скорость преодолеть дистанцию или собрать кубики. При таком раскладе есть правила, регламент и объективное судейство.
Высоких результатов достигли в 2019-м на RoboCup Asia-Pacific — международном чемпионате по робототехнике в Москве. Заняли второе место среди десятка команд из России, Китая, Ирана и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Тогда Артём и Серёжа — участники клуба — учились в восьмом-девятом классе и собрали робота, который на скорость прошёл многоуровневый лабиринт.
Творческая робототехника — это проект на определённую тему, например разработка робота для помощи в строительстве или эксплуатации гидроэлектростанции. Здесь оценка достаточно субъективна: анализируется защита проекта, механическая и программная части робота, иногда даже видеовизитка.
В этом году участвовали в чемпионате «Энергия в действии» и стали призёрами в номинации «Лучшее математическое моделирование». Как раз собирали робота-помощника для инженеров гидроаккумулирующей электростанции. Такая станция работает в обе стороны. Ночью, когда потребление энергии низкое, включаются насосы, и вода наполняет водохранилище. А днём вода из водохранилища спускается, крутит турбину и вырабатывает энергию.
Ребята решили, что ГАЭС представляет опасность для животных. Представьте, днём уровень воды в водохранилище упал, животные прилегли на берегу и уснули, а ночью вода вернулась и затопила берега… Мы разработали автоматизированного кабанчика, который вечером бегает по периметру водохранилища и будит животных.
В клуб приводят и пятилетних малышей, но мы долгое время принимали ребят с девяти лет. Лишь пару лет назад запустили занятия с шести лет. Для маленьких детей существуют более простые конструкторы.
Первые пару лет обучаем основам робототехники, а дальше ребёнок выбирает специализацию по интересу. Кто-то готовится к спортивным соревнованиям, кто-то создаёт творческие проекты, а кто-то не хочет мериться силами и изучает робототехнику в удовольствие.
В клубе есть и другие кружки. Работаем над совместными проектами с ребятами-электрониками. Осенью повезём в Петербург на фестиваль «РобоФинист» спектакль театра роботов, который поставили юные робототехники вместе с девочками из кружка рукоделия. Хотим возродить и фотокружок, но для этого нужен специалист по цифровой фотографии.
Интеллектуальный клуб «Эврика» — проект двух станций
По одной традиции участники Фототехнического клуба ходят в походы, по другой — с 1996 года играют в интеллектуальные игры. В 90-е на телевидении крутили «Пойми меня», «Счастливый случай» и, конечно, «Что? Где? Когда?». Мы насмотрелись, решили по субботам собираться и тоже играть.
Всегда хотелось объединить игрой не только участников клуба, но и просто школьников города. В 2009 году с этой идеей я пришёл к Елене Шедько — ведущему специалисту Управления информации и общественных связей Ростовской АЭС. И 19 декабря, когда запустили второй энергоблок атомной станции, состоялась первая игра интеллектуального клуба «Эврика».
«Эврика» — это проект Ростовской АЭС и Станции юных техников. Проводим игры на площадке информационного центра атомной станции. Атомщики готовят призы, также вместе с ними готовим вопросы.
Первую игру посвятили атомной отрасли и ещё играли по правилам телевизионного формата, только волчка у нас не было. За столом сидели шесть знатоков — участников Фототехнического клуба — и тянули билеты с вопросами. Тогда знатоки выиграли со счётом 6:4.
В течение первых двух лет в «Эврике» существовала только школьная лига. А в 2012 году наша команда Ростовской АЭС приняла участие в турнире «Что? Где? Когда?» в Нововоронеже и заняла третье место. Я тогда выступал капитаном команды и вернулся в Волгодонск с мыслью проводить игру для взрослых.
В городе появились команды из работников АЭС, завода «Атоммаш», образовательных учреждений и просто друзей. Если человек работает на высокотехнологичном производстве, то, скорее всего, он обладает широким кругозором. Но интеллектуальные игры — это не только занятие для ботаников, но и возможность отвлечься от работы.
В «Эврике» сформировалось три лиги: школьная, Премьер-лига и Высшая. Всё, как на чемпионате по хоккею. Если команда в Высшей лиге заняла последнее место, то она выбывает в Премьер-лигу, а на её место оттуда приходит лучшая команда. Циркуляция команд дарит мотивацию участникам.
Как играть в «Что? Где? Когда?» без волчка и выигрывать
Знаменитый волчок в «Эврике» всё же появился, но ненадолго. В 2013 году мы перешли на спортивную версию игры «Что? Где? Когда?», потому что оказалось слишком много желающих.
По спортивным правилам играет не одна команда знатоков, а несколько. Допустим, в зале стоит 10 столов, за ними сидят 10 команд — 60 человек, ведущий зачитывает вопрос для всех и собирает бланки с ответами. Волчку здесь места нет, так как порядок вопросов определён заранее. Зачем?
Автор старается связать все вопросы игры общей темой, посвятить какому-то событию или персонажу — это не правило, а фишка. У знатоков тоже есть фишки. Например, они понимают, что восьмой вопрос часто связан с Пушкиным. Так сложилось исторически. Почему? Никто не знает. Это личность с богатой биографией и интересной судьбой, о которой много можно придумать. Если не знаете ответа, то всегда говорите или пишите: «Пушкин»!
Сегодня в волгодонской Высшей лиге играет 12 команд, в Премьер-лиге и в школьной — 10 команд. Получается, что в «Эврике» около 200 знатоков.
Хотите испытать свои силы в интеллектуальных сражениях? Соберите команду, оставьте заявку по телефону 23-61-77 и присоединяйтесь к клубу «Эврика»!
Как подготовиться к игре?
- Собрать команду из людей с разными интересами и кругом чтения.
- Выбрать капитана, который будет слушать и направлять обсуждение.
- Не бояться предлагать, из-за стеснения правильные ответы остаются в голове.
- Научиться абстрагироваться и смотреть на вопрос с неожиданной стороны.
- Перед игрой выспаться и покушать, только неплотно.
С городских игр в телеэфир: рецепт хорошего вопроса
Из года в год я готовлю вопросы для наших игр. Иногда они получаются такими хорошими, что жалко оставлять их на городском уровне. Вот и решил отправить несколько «в телевизор». В эфире мои вопросы играли против команды знатоков дважды и оба раза приносили мне победу.
Первый вопрос по творчеству Михаила Пришвина сыграл в 2018 году, а второй — буквально в прошлом году. Он звучал так: «В древнеримских коллегиях работали два вида служащих. Служащих из рабов называли «министры». Как называли свободных служащих?». Правильный ответ — магистры. Магистры и министры в переводе с латыни — большие и меньшие.
За всё время я отправил авторам программы более 50 вопросов, но в эфир пока попали два. Никто не предупреждает, что сегодня будет играть твой вопрос. А сыграть он может спустя три года после отправки, как и случилось со мной.
Уже собирался ложиться спать и испугался жужжания телефона. Это друзья поздравляли с выигрышем. Я же привык смотреть записи эфиров, потому что игры идут поздно. Оба раза узнавал о победе не из телевизора, а из сообщений друзей. И также оба раза получал денежный приз. Правда, выигрыш облагается повышенным налогом. Так что из 50 тысяч рублей в 2018 году получил лишь 30 тысяч рублей с небольшим.
Рецепт для составления вопросов довольно простой. Читайте, слушайте, смотрите и отмечайте интересные факты, детали. Первичная фактура для вопроса приходит сама, а вот до формулировки могут годы пройти. У меня большинство вопросов рождается в дороге, когда вижу необычную надпись или прихожу на станцию метро с интересным названием.
Существуют формальные критерии для вопроса. Он должен быть коротким, а ответ — однозначным. Ещё необходимо ссылаться на источник. Также есть правила хорошего тона, которые явно не сформулированы, но со временем понимаются. На хороший вопрос ответ заранее не известен, но раскручивается в течение минуты без специальных знаний. Когда ответ придуман, сразу наступает озарение и не остаётся сомнений в правильности. В ответе на плохой вопрос знатоки будут сомневаться до последнего.
Как знаток, участвую в турнирах от «Росатома» и, конечно, не отказался бы сыграть в телевизионной версии «Что? Где? Когда?». Но на таком уровне сложно будет не столько конкурировать, сколько приносить пользу команде. Придётся пройти многоступенчатый отбор, так что попасть в телевизор гораздо проще, сыграв за команду телезрителей.
Пока и телевизионная, и волгодонская версии «Что? Где? Когда?» на летних каникулах. В сентябре в «Эврике» начнётся новый сезон, а в декабре интеллектуальный клуб отметит 15-летие!