Из Петербурга — в Удомлю, из школьного театра — на сцену «Гоголевского» в Москве. В этом маршруте — история Даниэлы Каприеловой, ученицы, актрисы и обладательницы звания «Лучший актер страны Росатом — 2025». В свои 17 лет она уже знает все про стрельбу из пистолета и итальянские комедии. А еще она мастерски притягивает людей, которые не дают ей сдаваться. Что делать, если упал со сцены, как найти своего режиссера и зачем переезжать в Удомлю — об этом и многом другом в интервью с Даниэлой Каприеловой.
Питер — Удомля, театр — кадетство
Я родилась в Питере, поэтому мое путешествие в мир театра началось именно там. Однажды мы с мамой гуляли по Московскому проспекту и заметили объявление: «Открывается набор в театральную студию “Дети Мельпомены”». Я была довольно активным ребенком, поэтому мама решила, что театр точно для меня. Параллельно я начала заниматься еще и бальными танцами. А потом из-за папиного бизнеса мы переехали в Удомлю.
Помню, как сильно удивилась, когда узнала, что в городе нет ни одного профессионального театра. Первые два года занималась в любительском — музыкальном. Потом был небольшой перерыв, и когда я перешла в среднюю школу, папа решил отдать меня в кадетский корпус. Там мы занимались ОФП (общей физической подготовкой), учились оказывать первую медицинскую помощь и стрелять (надеюсь, этот навык мне пригодится, если я когда-нибудь сыграю роль мафии).
А еще у нас были уроки хореографии — на них я и познакомилась со своим будущим режиссером Галиной Арсеньевой. Она довольно быстро меня заметила и пригласила играть в школьном театре.
От сороки до трактирщицы: о любимых ролях и любовных драмах
Свой первый спектакль в Удомле я помню до сих пор. Это была детская новогодняя сказка, но играла я в ней не Снегурочку или Снежинку, а Сороку. Мой педагог тогда решила, что мне очень подходит роль вездесущей птицы-говоруна. И на самом деле роль оказалось довольно большой и звездной.
Перед выходом на сцену я не переживала — с запоминанием текста у меня проблем не было (к тому же, нас учили импровизировать). Единственное, чего я по-настоящему боялась, так это опозориться перед другими актерами. Я была единственной пятиклассницей в коллективе старшеклассников, поэтому каждый раз, когда эти мегакрутые и очень высокие люди со мной здоровались, у меня отпадала челюсть. Работать с ними на одной сцене было вау!
Вскоре я сама оказалась на их месте и начала играть уже в более серьезных спектаклях. В основном мы ставили отрывки из классической зарубежной литературы. Первая такая работа — пьеса Мольера «Тартюф». С ней было непросто — за время репетиций у меня сменилось аж два партнера.
Любимым спектаклем стала «Трактирщица» Карло Гольдони. В этой истории было прекрасно все: и роль, и атмосфера репетиций, и партнер по сцене. По сюжету моя героиня Мирандолина — владелица трактира — влюбляет в себя своего постояльца — надменного аристократа Рипафратта, который поначалу испытывает к ней явную неприязнь. По сути, это классический троп от «ненависти до любви», но вот только когда мужчина признается Мирандолине в своих чувствах, она его отвергает.
Мне кажется, в этом спектакле мы играли самих себя, потому что по характеру моя героиня очень похожа на меня, а мой партнер и в жизни такой же сдержанный, как рыцарь Рипафратта. Правда, на сцене он вел себя довольно раскрепощенно, и первое время мне было даже неловко, потому что я привыкла к более спокойным ролям. В итоге его энергия помогла мне раскрыться, и у нас получился очень гармоничный дуэт — многие школьники и учителя даже считали нас парой. Я относилась к этому довольно спокойно — с подобным сталкиваются многие актеры, и это лишь подтверждает, что мы действительно классно сыграли.
«Мой режиссер — Петрушка всея Руси»
Галина Арсеньева, режиссер театральной студии «Сюжет» и театра «Тема», — это удивительный человек. Очень мягкая и добрая, при этом никогда не позволяет актерам садиться себе на шею. Она держит нас в ежовых рукавицах, но без той тирании, которую я встречала у других режиссеров.
С режиссером можно поговорить на любую тему, она мой старший наставник и близкий человек, который всегда подскажет, как поступить в той или иной ситуации. Сама она часто называет себя Петрушкой всея Руси — всегда активная и оптимистичная, постоянно организовывает крутые мероприятия и везде берет меня с собой.
Мой режиссер научила меня не бояться падений — как в жизни, так и на сцене. И однажды я на собственном опыте поняла, что это значит. На одном из спектаклей на авансцене была выемка для колонок, я оступилась и провалилась в нее. Не знаю, как это выглядело со стороны, но мне показалось, я хорошо отыграла и зрители ничего не заподозрили. К таким казусам Галина Васильевна всегда относилась с пониманием. Она и сама однажды попала в неловкую ситуацию: зацепила огромным кокошником футболку другого актера, и пока они пытались расцепиться, весь зал хохотал. Самое главное — принимать такие ситуации и уметь из них профессионально выкручиваться.
Именно мой педагог пригласила меня в городской театр, где играю до сих пор. Она часто говорит, что ей будет очень грустно, когда я выпущусь. А я очень рада, что смогла стать для нее тем самым актером, который запал в душу. В этом году Галина Васильевна уже семь лет как мой режиссер, и, честно говоря, не представляю, как мы будем расставаться в конце 11-го класса.
«Мне очень понравилось, как звучит звание “Лучший актер страны Росатом”, и я захотела его получить»
С «Росатомом» я знакома класса с восьмого. Сначала участвовала в сетевых конкурсах, потом вступила в движение юниоров «Росатома». Но это было больше про физику и информатику, а я — гуманитарий чистой воды. Думала, крупные проекты мне точно «не светят».
И вот весной 2023 года мама приносит домой положение о проекте «Территория успеха: Пегас».
«Территория успеха: Пегас» — международный проект, направленный на развитие литературных и художественных талантов, актерского мастерства детей. В проекте участвуют дети и подростки в возрасте от 11 до 17 лет из атомных городов России, а также из городов-побратимов Беларуси, Венгрии, Абхазии. Участники присылают в конкурсную комиссию свои рассказы, стихи и рисунки по заданным номинациям. Авторы лучших произведений становятся участниками образовательного интенсива «Литературная смена», на котором они учатся работе со словом, изучают новые техники живописи, ставят театральные постановки под руководством опытных режиссеров. Реализует проект фонд «АТР АЭС» в рамках детского направления программы «Территория культуры Росатома».
Я тогда отнеслась скептически, подумала: опять что-то техническое и нереальное. А потом увидела номинацию «Лучший актер страны Росатом». Звучало так престижно, что я сразу захотела получить это звание. В тот год я отправила отрывок из «Детства» Льва Николаевича Толстого, но меня не взяли. Была вторая попытка на следующий год, и с таким же результатом.
В этом году мама снова принесла положение и сказала: «Тебе нужно попробовать в третий раз». Она буквально заставила меня подать заявку. У меня как раз был готов отрывок из «Леночки» Елены Пономаренко, и я отправила его, что называется, «на отвали» — уже и не надеялась.
Никогда не забуду, как я зашла на официальный сайт конкурса и увидела себя в списке победителей в номинации. Словесным описаниям эти эмоции не поддавались. Я тогда раз и навсегда поняла фразу «Твое от тебя не уйдет». Спустя месяцы или годы оно все равно к тебе вернется, главное — не опускать руки и иметь рядом с собой людей, которые не дадут им опуститься.
Дальше начался финал проекта — «Литературная смена». В этом году она проходила в Москве и Смоленской области, на родине Александра Трифоновича Твардовского. В честь его юбилея и 80-летия Победы мы ставили спектакль по мотивам поэмы «Василий Теркин».
Нашим режиссером стал Алексей Фроленков из Театра на Малой Бронной. Я не перестаю им восхищаться. Это человек, в котором сочеталось, казалось бы, несочетаемое: он был требовательным профессионалом, не допускающим халтуры, и при этом — чутким наставником, который к любой проблеме актера подходил с пониманием. С первого дня он относился к нам не как к детям, а как к коллегам и взрослым артистам. Репетиции проходили в Московском драматическом театре им. Гоголя на протяжении двух недель, по 10 часов в день, но этого того стоило.
Потом мы отправились на турбазу под Смоленском, где к нам присоединились ребята из других номинаций: писатели и иллюстраторы. Все они были из атомных городов — невероятно заряженные и целеустремленные. Там мы продолжили репетировать, собирались у костра и очень много болтали.
Следующий этап был самым серьезным — возвращение в Москву и трехдневные генеральные репетиции. Меня очень поразил Театр имени Гоголя — огромная сцена, зал, свет, музыка. Я еще больше поняла, что хочу посвятить театру жизнь.
Когда я получала статуэтку «Лучшая актриса страны Росатом» — свою первую награду в таком формате, первой мыслью было: «Следующим будет “Оскар”». Шучу, конечно, но внутренняя планка и вправду повысилась. В глобальном плане это звание вроде бы ничего не изменило, но оно дало мне мощный заряд мотивации и подтверждение того, что я двигаюсь в правильном направлении. У меня вон уже второе интервью берут, так и до Голливуда недалеко!
Больше всех, мне кажется, радовалась мама: она просто скакала по дому от счастья. А еще папа, родственники, мой режиссер — все были невероятно рады. Подключились и паблики Удомли, администрация моей школы — первую неделю был настоящий ажиотаж.
Признание людей ведь очень важно в актерской профессии. Конечно, есть мнение жюри, которое подмечает какие-то моменты, подсказывает, что можно улучшить. Но самое ценное — это все-таки реакция твоего зрителя. Вот это и есть для меня настоящее признание. Не статуэтки и не звания сами по себе, а живая, искренняя реакция зрителя, ради которого ты выходишь на сцену.
Криминал, родной двор и еще немного признаний в любви Удомле
Наверное, если б мне лет в 16 предложили переехать в Удомлю, я бы не согласилась. Променять Питер на маленький город, о котором многие даже не знают? Да ни за что! Но прожив здесь 10 лет, я с уверенностью могу сказать, что если б не Удомля, я бы, может, никогда бы и не узнала о «Росатоме», который дал моему творчеству мощный толчок, не обрела бы таких классных людей и воспоминаний…
Удомля — очень красивое и живописное место. Здесь каждый дом, каждая лавочка проникнуты воспоминаниями о детстве. Очень люблю дворик, в котором выросла. Сейчас мы живем за городом, но мне нравится приезжать сюда и часами сидеть на старенькой скамейке, погружаясь в состояние полной детской беззаботности.
Часто размышляю о том, какое кино я бы сняла в Удомле. Мне кажется, оно было бы криминальное — про лихие годы в нашем городе. Например, про две враждующие банды, чье противостояние неожиданно переросло бы в любовь между их главарями. Наш город сейчас очень спокойный, и намеков на это нет, но мне бы почему-то хотелось взглянуть на него именно через такую призму.
Какую роль я бы сыграла в этом фильме? Я видела много криминала, и там банды почти всегда состояли из мужчин. А мне бы хотелось сыграть главаря-девушку — такую же смелую, активную и независимую, как наш город.
Блиц: 10 вопросов лучшему актеру страны Росатом
1. Чего не хватает Удомле для развития театральной сферы?
— В первую очередь полноценной культурной площадки со сценой. Сейчас в городе нет своего театра, и это проблема. Есть большой концертный зал в Центре общественной информации, но он станционный, и актеры туда не имеют постоянного доступа.
2. В каком театре ты бы хотела служить?
— Мне очень нравится Театр эстрады имени Райкина в Петербурге — там всегда появляется ощущение «своего места».
3. Роль мечты?
— Вера из «Героя нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Очень интересный с точки зрения психологии персонаж.
4. Кем видишь себя через 50 лет?
— Я вижу себя в первую очередь успешным человеком. Тем, кто прошел через нереальное количество трудностей и падений, но все равно смог добиться желаемого. Ну а если конкретнее — в первую очередь именитым актером театра и кино. А во вторую — счастливой и любимой женой, мамой и бабушкой.
5. Какую роль ты бы никогда не сыграла?
— Я думаю, такой нет. Настоящий актер должен уметь играть любую роль. В том числе и молчаливый камень.
6. Что раздражает в партнерах по сцене?
— Безответственность и отстраненность. Когда партнер принципиально не выполняет требования режиссера.
7. Главные качества актера?
— Умение импровизировать, навык коммуникации, работоспособность, развитая память, харизма, стрессоустойчивость и целеустремленность.
8. С кем из российских или зарубежных актеров ты бы хотела сыграть в одном фильме?
— С Павлом Прилучным или Иваном Янковским.
9. Нелюбимые жанры в кино?
— Да нет, наверное. Может быть, ужасы. Хотя опыт даже в таком жанре важен.
10. Какой ты персонаж из мультика и почему?
— Я думаю, волк из мультфильма «Иван Царевич и Серый волк». Я так же много болтаю и стараюсь толкать умные речи. А еще это один из моих любимых мультиков, поэтому этот персонаж мне нравится сам по себе.
